Отдай свою добычу
Заметки на руинах социальных коммуникацийПрезумпция абсолютной вины любых «других», как основа собственного превосходства - плохая, почти манихейская тактика построения идентичности, но в условиях разрушения идеологий и постепенного размывания национальных традиций она становится самым доступным и простым ответом на вызовы меняющегося мира, который становится все более сложным и разнообразным. Дробление, переформатирование и объединение общества в группы является естественным процессом, но их замыкание и агрессивное противостояние – является опасным явлением.
Сегодня, на фоне заметной радикализации, усталости общества от хронического стресса и снижения пост-революционной эйфории, все более заметными становятся проявления агрессивной разобщенности общества на уровне отдельных групп. Мы начинаем видеть себя беззащитной и одинокой жертвой, окруженной циничными и безжалостными агрессорами, которые хотят отобрать нашу сакральную добычу. И защититься ото всех - наш священный исторический долг.
Эти процессы являются следствием критического постимперского состояния социальных коммуникаций общества, но в то же время эта система имеет положительные обратные связи, то есть эскалация этих процессов делает невозможным положительную трансформацию нашего коммуникативного пространства.
Русская и советская империи потратили много лет, чтобы превратить нашу систему социальных коммуникаций в вертикальный канал управления поведением атомизированных людей: «сверху» спускались императивные приказы и формировались паттерны автоматического поведения, «снизу» подавались «жалобы и предложения», на которые «власть» могла определенным образом «реагировать». Горизонтальные коммуникации искусственно были сведены к слухам, сплетням и анекдотам. Это делало невозможным самоорганизацию, а в кризисных случаях приводило к апатии или панике.
На формирование такой системы социальных коммуникаций работало все - от массовой культуры до структуры транспорта. То, что мы (в отличие от российской глубинки) сохранили способность к самоорганизации, объясняется спецификой нашего землепользования - в частности, наличием большого количества местечек со смешанным типом производства, застройки и быта, со своей спецификой и разнообразием социальных связей. Большой советский эксперимент по уничтожению жизненного уклада народов оказался более-менее удачным лишь на отдельных ограниченных территориях нашей страны, которые вследствие этого сейчас превратились в заповедники «русского мира».
Впрочем, все мы - независимо от мировоззрения, возраста или убеждений - так или иначе имеем проблемы, связанные с постколониальной социальной реабилитацией.
Когда мы повторяем как навязчивую мантру «власть нас не слышит», мы ссылаемся на советскую «вертикальную коммуникативную модель», на разрушение которой и были направлены наши усилия последних лет. То есть мы сознательно или бессознательно отвергаем идею общины и горизонтальных коммуникаций, которая только и может быть основой функционирования общества, которая собственно и спасла нас от полного разрушения в 2014.
Итак, усилия «ведущих журналистов» и «общественных деятелей», которые уничтожают доверие к прессе и делают себе сомнительное имя на каскадном распространении непроверенных «фактов», с точки зрения здравого смысла должны быть направлены в первую очередь на восстановление искаженных социальных норм, на развитие диалоговых практик вопреки бюрократическим формальным каналам общения с «властью». Ибо отсутствие диалога логично приводит к развитию насильственных практик, которые привычно выдаются за «традиционные отношения».
Наша неспособность согласовать наше видение окружающего мира, договориться, приводит к дальнейшему разобщению и замыканию, к деградации социальных коммуникаций, делает невозможным не только развитие страны, а и постижения себя, как единой нации.
Если общество превратится в небольшие группы дезориентированных индивидуумов, объединенных психологией жертвы, которые находятся в состоянии перманентной «измены» и агрессии по отношению ко всем вокруг - мы не будем иметь будущего.
В частности, для принятия управленческих решений и согласования стратегий совместного развития нам не хватает сегодня достоверных данных, корректного и полного описания состояния нашего общества, всего многообразия групп, представленных в нем, свободного от стереотипов и рутинных ошибок. В сегодняшних кризисных условиях, к сожалению, погрешность в определении социологических данных составляет до 40%, что приводит к значительным проблемам в области планирования и реализации стратегий.
Пока ни ученые, ни социологические службы, ни волонтеры не в состоянии наверстать эту существенную неопределенность. Обмен информацией, сотрудничество, и весь комплекс социальных коммуникаций мог бы стать не только источником информации, но и ключевым рычагом и двигателем в вопросе формирования стратегий развития общества. Это могло бы произойти, если бы мы имели навык договариваться и доверять друг другу. Но, при имеющейся тенденции радикализации, нам все труднее посмотреть на себя чужими глазами, стать на другую точку зрения.
Любой вопрос сегодня становится поводом для ожесточенной дискуссии, цель которой - не аргументировать свою точку зрения или найти истину, а доказать, что твой противник является олицетворением абсолютного зла. Когда это касается самом деле важных вопросов, это становится стратегической угрозой.
Например, дискуссия на Круглом столе по проблемам адаптации вынужденных переселенцев, организованном Институтом демократии имени Пилипа Орлика в Харькове показала, как непросто отнестись в общественном сознании к перемещенным лицам не как к бесправным и брошенным на произвол судьбы беженцам, а как к обычным согражданам, например, трудовым мигрантам , то есть выйти из роли жертвы, и понять, что наши граждане, которые были вынуждены покинуть свои дома - это важный социокультурный и социально-экономический ресурс.
Простой отказ от массовой психологии жертвы лишит смысла катастрофические сценарии воздействия переселенцев на нашу экономику: в нашей истории были периоды, когда внутренняя миграция составляла до 3 миллионов человек в год, следовательно имеющиеся 1,5 миллиона, даже с прогнозируемыми дополнительными 0,85-1,1 миллиона, мы можем успешно «переварить».
Более того, положительное влияние внутренней трудовой миграции на технологическое, культурное, экономическое развитие, на процессы урбанизации является известным, следовательно, при корректном управлении эти процессы будут способствовать повышению устойчивости общества и государства.
Но, чтобы оптимально использовать эти ресурсы, мы должны совершенствовать коммуникативное пространство - это единственный путь сделать имеющиеся ресурсы доступными. По наблюдаемой тенденции разделения групп, сделать это довольно трудно, но нужно. Сейчас существует два пути налаживания коммуникаций между отдельными группами: рациональный и нарративный - или мы излагаем факты, или рассказываем собственные истории.
Как показывает наш опыт, рационализированные аргументы в кризисных условиях имеют ограниченное влияние. Поэтому истории, которые люди рассказывают друг другу, становятся важным фактором коммуникаций. Таким образом, следует приветствовать непосредственное человеческое общение: поделиться своей «добычей», чтобы увеличить общие достижения - простая, но эффективная стратегия совместного развития.
Вашей проблемой является не ситуация вокруг, а ваше отношение к ситуации; помехой решения проблемы является не ваше ошибочное отношение, а то, что вы не можете согласовать ваше видение с соседом. Учимся договариваться и доверять друг другу.