Пасхальное насилие на благословенной земле Шри-Ланки
или кровавые звенья глобальной сетиИтак, по результатам предварительного расследования, правительство Шри-Ланки заявил, что пасхальные взрывы, прозвучавшие в воскресенье в церквях и унесшиеи сотни жизней местных жителей и иностранных туристов, были организованы группой смертников-джихадистов, которые принадлежали к группировке Джамаат ат-Таухид аль Ватания (Национальная монотеистическая организация). Об этом заявил министр здравоохранения Раджит Сенаратне: «мы не считаем, что организаторы атак были ограничены нашей страной», - заявил он, - «они принадлежали к международной сети, без поддержки которой эти атаки не могли бы быть успешными». Правительство Шри-Ланки обратилось к международным организациям за помощью в розыске членов сети с целью привлечения их к ответственности.
Группировка Джамаат ат-Таухид аль-Ватания является носителем идеологического джихадизма и сторонником методов исламистского терроризма. Инструменты, которые используют члены Джамаата направлены, как и в случае ИГ, которое они копируют, на создание атмосферы взаимной ненависти, страха и раскола шриланкийского общества.
Радикальные методы Джамаат ат-Таухид аль-Ватания возникли не из вакуума. Исламские радикалы были зафиксированы в составе ИГ еще в 2014, а первые упоминания о погибшем в городе Ракка в Сирии 30-летнем боевике из Шри-Ланки Абу Шураих Сейлани (Шафраз Нилам Мухсин) датируются июлем 2015. Отмечу, что погибший был известным преподавателем каратэ и айкидо, у которого было несколько школ в Канди, он изучал право и лингвистику в Коломбо и Карачи. По состоянию на середину 2016 в составе ИГ насчитывалось 36 боевиков происхождением из Шри-Ланки, среди них было по крайней мере две супружеские пары с детьми. В 2016 боевики начали эвакуироваться с территории Сирии в Малайзию и Индонезию, а также возвращаться домой. В частности, в мае 2016 правительство Малайзии депортировало трех подозреваемых в сотрудничестве с ИГ, среди которых было двое россиян и один гражданин Шри-Ланки. Таким образом, в период 2014-2016 ланкийскими радикалами были установлены связи с джихадистами по всему миру и накоплен опыт насильственной борьбы.
Именно в это время - где-то в начале 2016 - Джамаат ат-Таухид аль-Ватания отделился от более умеренного исламистского движения Шри-ланкийского Джамаата ат-Таухид. Большинство мусульманских организаций Шри-Ланки почти сразу осудили деятельность, заявления и методы Джамаат ат-Таухид аль-Ватания. В частности, еще в 2016 шриланкийские мусульмане и исламские лидеры резко отделились от радикальной фундаменталистской пропаганды, особенно среди детей и молодежи, которую распространял Джамаат ат-Таухид аль-Ватания, а также от методов - в первую очередь, от насилия, что проявилось во время неоднократных столкновения с буддийскими монахами. Кроме того, один из лидеров Джамаат ат-Таухид аль-Ватания, Абдул Разик, был арестован за пропаганду расизма и религиозной нетерпимости.
В 2018 радикальная деятельность Джамаат ат-Таухид аль-Ватания резко активизировалась на фоне анти-мусульманских беспорядков, которые произошли в Канди и Ампаро в феврале-марте. Тогда члены этой группировки были обвинены в вандализме буддийских статуй и массовых нападениях на буддийских монахов. Также, руководство группы поддерживало и распространяло призывы к мести за насилие, творимое против мусульман в Мьянме, Шри-Ланке, Индии и других странах.
И вот сегодня мы увидели реализацию планов такой мести. В стиле, присущем исламистскому терроризму, направленному не только на иноверцев, но и на иностранцев.
Такого раньше не видели на благословенном острове, где более 30 лет шла партизанская война с сепаратистской группировкой Тигры освобождения Тамил Илама. «Тигры» также охотно применяли диверсионно-террористические методы воздействия, но при этом внимательно следили, чтобы под удар не попали иностранцы, потому что значительную часть поддержки они получали от зарубежных меценатов.
Сегодняшние радикальные исламисты не интересуются такими «мелочами», как реноме в глазах мирового сообщества. В отличие от традиционных национально-освободительных движений середины-второй половины ХХ века, сегодняшние движения вроде ИГ не пытаются завоевать себе место на глобусе, свободу или независимость в традиционном политическом смысле. Наоборот - они предпочитают разрушить существующий «несправедливый мир» и построить свой, новый на освободившемся от нас месте. В этом и заключается коренное, качественное отличие нового антиколониализма от традиционного. В этом и есть корни его идеологии, которая на самом деле противостоит конфликтной парадигме идентичностей, на которой построено политику нашего мира. Пока мы этого не поймем, и не предложим конкурентную модель справедливости, которую мы, наверное, и пытаемся найти в наших суетливых и подчас самоубийственных популистских проектах, нас ждут неприятные сюрпризы, разочарования, поражения и жертвы.