Пеня: социально-экономическое измерение проблемы
Разговоры о восстановлении существующей в советские времена пени за просроченные жилищно-коммунальные платежи ведутся давно. Даже очень давно. Чуть ли не с 1996 года, когда она была отменена в связи с началом «радикальных рыночных реформ» Кучмы, которые вылились в основном в многомесячные (а то и многолетние) задержки с выплатой зарплат и пенсий.
Составляла та пеня 0,01% неуплаченной суммы за месяц и получали ее государственные структуры, которые поставляли жилищно-коммунальные услуги населению. Была она инструментом повышения платежной дисциплины и начислялась работниками сберкасс, где выплачивалась «коммуналка». С качеством услуг плата и пеня были почти не связаны - разве что кому-то удавалось через райком или горком партии добиться ликвидации «отдельных недостатков» или отмены пени в случае, если почта где-то теряла платежку и не доставляла потребителю. Однако добиться такого было сложно, хотя бы ты сто раз был прав.
Сегодня ситуация иная. Принципиально иная - практически во всем. Поэтому на самом деле «восстановление пени» станет - в случае принятия такого решения Верховной Радой - ее введением, так как речь пойдет о государственном инструменте, который будет обслуживать частные, главным образом олигархические, структуры. Иначе говоря, если в прошлом государство с помощью пени отстаивало интересы своих же структур, то теперь оно будет противостоять гражданам, выступая на стороне крупного капитала. Который, кажется, делает все, чтобы усложнить жизнь рядовым украинцам.
Я не буду анализировать причин рейваха, который возник в последние годы с начислением оплаты коммунальных услуг в столице, и не только в ней. Это отдельная тема, тем более что здесь пришлось бы ограничиться более или менее вероятными гипотезами. Посмотрим на ситуацию под ракурсом фактов, с которыми сталкивается тот самый рядовой украинец.
Сколько платежек получали горожане ежемесячно в начале 1990-х? Две: на электричество и на все жилищно-коммунальные услуги, вместе взятые. В случае, если набегала пеня, то ее легко обсчитывала оператор сберкассы. Однако надо было отстоять очередь, иногда большую (впрочем, к очередям советский человек привык...). В начале 2000-х платить стало легче во всех смыслах: прекратились невыплаты пенсий и зарплат, выросли доходы «средних украинцев». Квитанции стало можно приносить не только в сберкассы, но и в почтовые отделения и в офисы ряда частных банков. Правда, добавилась квитанция за телефон и радиоточку, но это была мелочь. При этом из сотни горожан где-то двое-трое хронически не платили за коммунальные услуги, однако при тогдашнем уровне тарифов то, что их долги в замаскированном виде разбрасывались на других, не слишком ощущалось.
А потом - что касается киевлян - «космический мэр» Черновецкий начал игры с тарифами, перманентно наращивая далеко не всегда экономически обоснованное давление на массового потребителя жилищно-коммунальных услуг (это подхватили и мэры многих других городов). Эстафету принял режим Януковича, при котором возросло число платежек и суммы в них. А нынешние «реформаторы» быстро превзошли всех своих предшественников...
Теоретически приватизация городского жилищно-коммунального хозяйства - от энергетических компаний до служб ремонта сантехники - должна сделать это хозяйство более эффективным и предоставить дополнительные выгоды массовому потребителю. На самом деле - кроме сногсшибательного роста тарифов, причины и обоснованность чего - отдельная тема - массовый потребитель стал объектом настоящего «организационного террора» со стороны крупного капитала при фактической поддержке муниципальных и государственных структур. Число платежек резко возросло (мы получаем семь соответствующих «бумажек»), цифры в них нередко ставятся «от фонаря» (практически ежемесячно появляются сообщения о перерасчетах присланных «Киевэнерго» десятков тысяч платежных документов), «Укрпочта» отказалась принимать коммунальные платежи, количество банков, на то уполномоченных, заметно уменьшилось. А вдобавок платежки приходят клиентам по одной, на протяжении двух десятков дней - мы получили документы на холодную воду до 23 февраля. Следствие: многочасовые очереди в отделениях «Ощадбанка» и уполномоченных частных банков, а вместе с тем - просто-таки лютая ненависть всех, кто вынужден эти очереди выстаивать, к мэрии и правительству, к владельцам структур жизнеобеспечения горожан и операторам банков (хотя в чем виноваты последние, только в том, что попали под горячую руку...).
В этих условиях введение пени могло спровоцировать мощный «социальный взрыв» с непредсказуемыми последствиями и для власти, и для страны в целом. Ведь если ты не платишь вовремя за жилищно-коммунальные услуги не потому, что не хочешь, а потому, что не можешь по чьей-то вине - это больше, чем подлость. Поэтому Комитет Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, который перенес дату введения пени за просроченную оплату жилищно-коммунальных услуг в принятом уже в первом чтении законопроекте №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах» с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года, поступил правильно. Однако сам по себе перенос даты не решает проблем - он просто дает время для их решения, которое должно быть использовано наиболее эффективно.
Да, многие потребители уже оплачивают жилищно-коммунальные услуги через Интернет, - но в ближайшие годы и в столице, и в провинции останется значительное количество тех, кто будет платить традиционно наличными. Поэтому надо как можно быстрее создать все условия для удобства такой оплаты. Во-первых, «Укрпочта» должна немедленно восстановить эту услугу, и без лишних сборов (государство должно заботиться о гражданах!). Во-вторых, число платежек должно быть сокращено (как их интегрировать - это решаемая проблема), а сами они - поступать в первой декаде каждого месяца. В-третьих, за доставку потребителям платежных документов, которые постфактум требуют пересчета, должна быть установлена финансовая ответственность, и не символическая. Наконец, до каких пор жилищно-коммунальная сфера будет оставаться под контролем олигархов, а скачанные ими с населения средства будут выводиться в офшоры? Не пора ли - тем более в условиях войны, хотя и «гибридной», - подумать о возвращении в муниципальную (прежде всего) и государственную собственность «прихватизированных» за бесценок структур жилищно-коммунальной сферы не только в столице, но и по всей стране?
А уже после этого можно будет вводить пеню...