Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пирамида Энвера Ходжи

27 сентября, 10:08

Албанец в пятницу идет в мечеть, но в воскресенье на всякий случай заглядывает в церковь или костел, - гласит местная народная пословица. Нам обычно албанцы представляются мусульманами. Но это не совсем так. Я бы даже осмелился предположить, что религия для албанцев не имеет первостепенного значения и уж точно не является краеугольным камнем идентичности. По крайней мере одной определяющей для народа религии в Албании нет.

Большинство здесь действительно составляют мусульмане (свыше 60%), но также много христиан (в сумме более 30%) и атеистов. Среди мусульман преобладают сунниты, далее следуют бекташи - члены суфийского ордена, который тяготеет к шиизму, но заимствовал многие черты и обряды у христианства. Стоит добавить, что мусульманство в Албании (как и везде на Балканах) - преимущественно не фанатичное, местные мусульмане охотно употребляют алкоголь, могут есть свинину и не очень строго соблюдают пост во время Рамадана. Среди христиан большинство составляют католики, на втором месте - православные, также греко-католики и протестанты.

Христианство пришло в Албанию очень рано, еще во времена Римской империи. Позже более близкий к Константинополю юг страны оказался в основном под влиянием православия, а север - католицизма. Но христианство в Албании, особенно в горных поселениях, сосуществовало и переплеталось с народными верованиями, древним язычеством, оно никогда не было здесь слишком сильным.

Поэтому когда пришли османы, то им не составило труда начать исламизацию. И многие албанцы - прежде всего из практических соображений, но и потому, что их вера в христианского Бога не была глубокой - присягнули на верность Аллаху. Что не помешало этому народу дать миру один из символов современного католицизма - Мать Терезу, которая хоть и родилась в Скопье, но была албанкой.

Есть в албанской столице Тиране очень интересное здание - мавзолей коммунистического диктатора Энвера Ходжи. То есть не сам мавзолей, потому что это скромная бетонно-стеклянная пирамидка, а отношение к нему албанцев. Когда умер Ходжа, люди ненавидели его - за изоляцию, репрессии и бедность, граничащую с голодом. Поэтому после падения коммунизма его мавзолей превратился в помойку и туалет в центре города. Он до сих пор где-то так и выглядит - с разбитыми стеклами и исписанный граффити. Вокруг собираются бездомные, подростки, которые здесь прячутся с первыми сигаретами, и пьяницы. Это место также облюбовали бездомные псы, которых в Албании множество.

В истории этой пирамиды можно разглядеть символическое значение. После смерти Ходжи семья диктатора и партийная верхушка хотели похоронить его в мавзолее, но мавзолей надо было построить, поэтому идею отложили во времени. Кроме того, албанские народные верования заставляли обычных людей крайне враждебно относиться к мумификации: незахороненный труп ожесточенного диктатора (как он подходит столице под названием Тирана!) превращался в массовом сознании в образ бессмертного вампира. Чтобы избежать таких ассоциаций, партия пышно и с почестями все-таки похоронила своего кровавого лидера в землю, на элитном кладбище.

Но мавзолей тоже построили и открыли через три года - правда, без тела Ходжи, а просто как музей. Фейковый мавзолей и средневековые предрассудки, как и желание все это хитро совместить, достаточно красноречиво иллюстрируют менталитет албанцев. О, Албания!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать