Победа

Выхожу из дома в 8:48. Держу в голове, что ехать до места события нужно с пересадкой, потому что «Льва Толстого» закрыта на выход. По дороге созваниваюсь со знакомым писателем, тот говорит, что народу пока мало.
На перроне станции «Университет» несколько милиционеров с овчаркой. Наверху у выхода кучкуется и хохочет дюжина коротко стриженных молодых людей, немного в стороне — мужчины постарше в хаки, и первые, и вторые — явно не из сторонников Марша. Выглядят, несмотря на кажущуюся уверенность, несколько растерянно. Сегодня не их день. Боковой кадр: во Владимирском соборе звонят колокола, из сияющего на солнце черного лимузина выбирается Филарет и направляется внутрь.
Место сбора оцеплено полицией со всех сторон. Такого количества правоохранителей я не видел еще со времен Майдана. Есть и спецназовцы со щитами, и курсанты, и Нацгвардия, и новые копы. Отличия от 2014 года в существенные: силовики уважительные и сдержанные. Стоит очередь, каждый должен пройти через рамки металлоискателей. Нелишняя мера предосторожности: на столике у рамки лежит достаточно большое деревянное распятие, которым можно покалечить, несколько выкидных ножей, газовый баллончик.
Внутри периметра людно. Множество журналистов. Колонна уже выстроилась. Неожиданно поднимается суета — от Красного корпуса полицейские несут молодого человека, которому захотелось подраться. Так же действуют и дальше: как только появляются провокаторы, их окружают «коробочкой» из полицейских и без лишнего шума выводят.
Движение начинаем в 10:05. Во главе колонны — громкая и веселая часть — девичий барабанный ансамбль «Ритми спротиву»: выстукивают лихую самбу и одеты, как на карнавале.
Больше всего поражает количество участников: по некоторым оценкам, в восемь раз больше, чем в прошлом году. На глаз — до 700 участников. Кто-то пришел с семьями, с детьми. Многие участники далеко не из ЛГБТ-сообщества, семь депутатов из Рады, иностранные гости — в частности, несколько членов Европарламента, среди которых и лидер фракции Зеленых и Либералов Ребекка Хармс. Запоминается пастор, который фотографируется с группой женщин среднего и старшего возраста — матерей ЛГБТ-детей. В целом возрастная шкала — от совсем древних стариков до малыша на плечах у отца — детеныш смешно закрывает лицо ручками, как только его фотографируют. Встречаю массу друзей, даже тех, кто раньше на прайды не выбирался. Колонна скандирует «Права людини понад усе», «Права людини завжди на часі», «Безпека людини — розвиток країни», «Права не дають — права беруть». Изобретательность в рукописных плакатах никакому описанию вообще не поддается, мне лично запоминается «Кохання не має статі».
Спускаемся по улице Льва Толстого. Марш завершается исполнением гимна. Общее время акции — около получаса. Ультраправые погромщики остаются за полицейским окружением, кстати, их не так много, как казалось в предыдущие годы. Кто-то едет домой на специально предоставленных автобусах, я с большой группой демонстрантов сажусь в специально выделенный для нас вагон метро. Вдруг, совершенно спонтанно, молодежь в вагоне снова начинает петь гимн. Нас везут без остановок до станции «Выставочный центр», откуда все понемногу разъезжаются небольшими группами: если кто-то и попытался бы нас отследить, шансов бы просто не было. К сожалению, впоследствии один из активистов все же пострадал, обошлось легкими телесными повреждениями.
Выводы очевидны.
Городские власти и полиция справились с нелегкой задачей и полностью выполнили обещание по обеспечению безопасности Марша.
Благодаря этому подготовка к манифестации проходила открыто, не по тайным спискам, как в прошлом году, а сама манифестация состоялась в центре города, что до недавнего времени казалось немыслимым.
Как следствие, и количество, и социальное разнообразие участников акции резко выросли — Марш больше не является рискованным делом нескольких десятков активистов, к нему присоединяется широкая общественность.
С сегодняшнего дня Марши, прайды и вообще борьба ЛГБТ-сообщества за свои права начинают становиться частью политического мейнстрима — отыграть назад после такой масштабной и успешной акции уже не удастся;
Украина сделала огромный шаг в деле защиты прав и свобод человека — от (пост)советского средневековья и «русского мира» до европейских стандартов жизни;
Революция Достоинства сегодня получила еще одну важную победу.
12 июня 2016 года — действительно исторический день.
***
Сегодня события по моей просьбе прокомментировали народные депутаты Мустафа Найем и Сергей Лещенко.
Мустафа Найем:
— Марш, в первую очередь, за свои права. За все права. Я думаю, что люди, которые стоят сейчас на защите прав меньшинств, завтра выйдут на защиту тех, кого пытают в СИЗО, в том числе и тех, кого пытают за их взгляды. Я надеюсь, что такое осознание будет не только сегодня, но и в те дни, когда арестовывают или избивают людей, когда сажают беззаконно, без следствия. Если был бы любой другой марш, на котором будут отстаивать права любых групп, не угрожающие свободе и безопасности других, я бы тоже вышел.
Сергей Лещенко:
— Я здесь, потому что это акция защиты прав человека независимо от того, кого это касается. В Марше участвуют представители и традиционной, и нетрадиционной ориентации, поскольку права человека не могут разделяться на права первого и второго сорта. Это событие для меня — первый признак того, что мы действительно становимся европейской страной.