Побеленный бордюр Европы
«07-20.04.2017»Многие из вас наверняка уже видели демотиваторы, где с одной стороны фото прекрасно сохранившейся дороги времен римских императоров, а с другой — ямочный ремонт времен Укравтодора. Ну а кто-то имел возможность и лично сравнить. Не знаю, виной ли отсутствию у нас дорог тот прискорбный факт, что римская цивилизация лишь самым краешком зацепила будущую территорию Украины, или, что наши первые князья не ездили, а плавали в Константинополь, а потому, вместе с христианством, письменностью и строительством каменных храмов, не потрудились заимствовать из Второго Рима искусство строительства нормальных дорог. Но даже самое хваленое — разрекламированное министрами и мэрами, якобы уложенное «на века» асфальтовое покрытие улиц наших городов и автобанов между ними, не переживает первых же поздней осени и ранней весны, которые в нашем на порядок потеплевшем климате по привычке все еще называют зимой. А тротуарная плитка, как правило, топорщится и зияет щербинами уже через несколько недель.
Впрочем, не без исключений. Неподалеку от моего дома расположены два административных здания «Укрзалізниці», заботливо отремонтированные еще покойным Кирпой. Сколько, — в этом году исполнится уже 13 лет, как не стало Григория Николаевича, а уложенная вокруг его офиса, казалось бы, точно такая же, как и по всему городу, плитка без единой щербинки все еще сияет новизной. — Что Рим, сходите полюбоваться на работу мастеров на столичную Тверскую, 5! Что стало с теми мастерами, — подобно римским, затерялись где-то во мгле веков? Или, как резчиков из «Андрея Рублева» Тарковского, их ослепили по прихоти железнодорожного князька, — так не доставайтесь же вы никому?! Как бы то ни было, но даже тротуар построенной позднее впритык Киевской городской прокуратуры свидетельствует, что секрет их мастерства был утерян навсегда. Или дело не в утерянных профессиональных секретах? Просто ни деньги, ни строгий в прокурорских погонах заказчик не в состоянии мотивировать работать на совесть, если утеряна профессиональная гордость — главный секрет любого мастерства.
Начальство ворует, подчиненные укладывают асфальт в лужи... Думаете, реформы и борьба с коррупцией способны исправить сложившийся за четверть века — целое поколение, порядок вещей? Мининфраструктуры, утвердив 2 месяца назад трехлетний план структурной реформы «Укравтодора», считает что можно. Вот только можно сменить в автодорах руководство — одних отправив в тюрьму, других, пусть даже самых честных, посадив в их кресло, можно поменять входные таблички на дочерних предприятиях, можно в очередной раз поменять угол наклона структурной вертикали, но среднее звено, но рядовых рабочих, кто всю свою трудовую жизнь работал спустя в рукава, как заставить начать работать на совесть их?! Орган, который не в состоянии выполнять свою биологическую функцию, бесполезно реформировать — лучше его удалить, чтоб не отравлял продуктами своего разложения организм. А за миллиарды, уже два с половиной десятилетия без всякой отдачи обществу с большим аппетитом ежегодно осваиваемые государственным монополистом, могли бы побороться на конкурсной основе десятки частных компаний. — Ничто так не стимулирует качество труда, как здоровая конкуренция. Ведь там, где нет государственных монополистов, тот, кто не в состоянии работать на совесть, переходит в мир иной естественным путем, быстро и без всяких амбициозных программ авторства вышестоящих министерств.
Вместо того, чтобы уйти наконец в цивилизационный отрыв, Мининфраструктуры предпочло очередной виток структурных реформ Укравтодора. А значит, ближайшие годы нам не стоит ждать изменений — хуже уже не будет, лучше, при сохранении сложившегося порядка вещей, не может быть. ПАО «Автомобильные дороги Украины» будет и дальше закапывать миллиарды в ямки между горбиками, а мы с вами и дальше привычными уже словами будем его крыть, отвлекаясь разве что на чтение увлекательных статей, что нового в области дорожного строительства придумали там — в Европах. Да, пока существующий порядок вещей не изменится, «в Европах» по-прежнему будет оставаться «там». Ведь граница Европы, как бы нам того ни хотелось, проходит не по западному поребрику России, а там, где заканчиваются нормальные дороги, и начинаются побеленные бордюры. — Потому, несмотря на запрет киевской мэрии, их и продолжают упорно белить, чтобы как можно нагляднее показать, что мы — не они.