Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему проблема переселенцев выведена из активного общественного дискурса

17 февраля, 12:03
ФОТО REUTERS

Проблема «временно перемещенных лиц» из зоны так называемой АТО - одна из острых и болезненных. Острых для государства, болезненных - для самых переселенцев. Сам масштаб этой внутренней миграции для Украины абсолютно беспрецедентный: с 2014 года выехали из мест проживания в Донецкой и Луганской областях и из Крыма в «большую Украину» около двух миллионов человек. По данным ООН, Украина находится среди десятки стран мира, где больше всего внутренних переселенцев. С начала российской агрессии, конфликта на Донбассе, убегая от войны, порядков «русского мира» и сепаратистских псевдореспублик, люди оставили свои дома и расселились в разных уголках Украины и практически без помощи государства начинали новую жизнь «с нуля».

Прошло почти два года. Понятнее стало не только состояние проблемы, но и основные подходы к ее решению. Государством сделаны определенные шаги, хотя и с явным опозданием, по законодательно-нормативному обеспечению работы с переселенцами. За 2014-2015 гг. Верховной Радой приняты два Закона Украины - «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», № 1706-VII от 20.10.2014, и Закон № 2166 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц», подписанный Президентом в самом конце 2015 года. Кабмин принял 11 постановлений и распоряжений относительно ВПЛ, в основном о порядке регистрации и организации учета, конечной целью которого было создание единого реестра для систематизации разных видов помощи. Принята также государственная Комплексная программа поддержки внутренне перемещенных лиц.

Можно было бы и порадоваться. Обновленный Закон упрощает и ускоряет процедуры для внутренне перемещенных лиц по трудоустройству, получению статуса безработного, восстановлению документов и тому подобное; отменяет неоправданную зависимость переселенцев от регистрации места жительства; распространяет гарантии на лиц, которые проживают без регистрации на временно оккупированных территориях, а также лиц без гражданства и иностранных граждан, имеющих право постоянно проживать на территории Украины. Министерство социальной политики отчиталось обществу о предоставлении помощи почти миллиону переселенцев (884 гривен - лицам нетрудоспособного возраста и 442 - лицам трудоспособного). Создано в Киеве и каждой области полдесятка разных структур в органах исполнительной власти - штабов, центров, отделов - которые должны обеспечивать государственную поддержку ВПЛ и защиту их прав.

Однако ситуация с внутренне перемещенными лицами остается очень сложной. Деятельность государственных структур, как отмечают правозащитники и сами переселенцы, нередко забюрократизирована, координация между различными ведомствами плохая, помощь, пусть и символическая, начисляется с перебоями, а поддержка в решении ключевых проблем переселенцев – относительно жилья и работы - практически отсутствует. Комплексная программа не может заработать из-за отсутствия выделенных на нее в бюджете на 2016 г. средств.

Украинское гражданское общество и в этом вопросе, как и относительно поддержки армии и продвижения реформ, нередко заменяет мало дееспособный государственный аппарат. Волонтерское движение, многочисленные общественные организации компенсируют неповоротливость чиновников собственной энергией и инициативой. Благодаря их участию в судьбе переселенцев, самоотверженности в поддержке наиболее уязвимых категорий, умению организовать и организоваться в поисках ресурсов десятки тысяч семей получили реальную помощь, почувствовали человеческую солидарность, сумели адаптироваться к новым условиям своей жизни.

Вместе с тем сегодня понятно - отдельно ни государство, ни гражданское общество решить проблему ВПЛ не в состоянии. Необходимо сотрудничество, объединение усилий и координация. Это все упирается в налаживание эффективной коммуникации по всей цепочке причастных: от центральных и местных органов власти до общественных, волонтерских и переселенческих организаций с подключением бизнеса, международных донорских структур и привлечением средств массовой коммуникации. Сейчас эта коммуникация слабая. Об этом практически единодушно утверждали участники многих круглых столов и форумов по проблемам ВПЛ, которые, в частности, проводятся и Институтом демократии им. П. Орлика в городах Украины. Часто очень нужная переселенцам информация о возможностях государственных и негосударственных организаций в оказании поддержки переселенцам не доходит до них. Вырванные из родных домов люди часто не знают, кто может решить их проблему, куда обращаться по конкретным вопросам, как добиться соблюдения своих прав, какие новые требования к документам, какие благотворительные и волонтерские организации действуют в местах их проживания, где искать жилье и работу и т.п. Отсутствие ответов на эти вопросы создает у многих переселенцев чувство заброшенности и унижения, перерастающее в обиду на государство и власть. Социальная проблема переселенцев при нарастании таких настроений, а тем более их раздувании определенными силами, вполне способна стать проблемой политической. Поэтому так важно усилить эффективность информационной деятельности на всех уровнях, создать действенные каналы коммуникации, обмен информацией и координировать усилия органам власти, волонтерам и переселенцам.

К сожалению, СМИ сейчас роль такого коммуникатора не выполняют. Мониторинг региональных СМИ, проводимый Институтом демократии им. П. Орлика, и исследования донецкой общественной организации «Альянс» показывают, что информация о переселенцах в центральных и местных СМИ составляет лишь около 1%. Вывод простой: проблема выведена из активного общественного дискурса. А в современном обществе если о проблеме не говорят, то ее вроде бы и не существует. Пока вопрос не будет поднят на соответствующий уровень, он будет оставаться болезненным и конфликтным. Будут плодиться стереотипы, которые будут  продолжать разделять страну: и относительно переселенцев, и относительно принимающих общин. Ведь мины заложены в сознании людей. И это в конце концов приведет к негативным политическим последствиям.

Одним из главных путей введения информационной проблемы на активный уровень является самоорганизация. Объединение переселенческих общин позволит видеть их гражданские структуры. А организации уже сложно не услышать. Поэтому наладится коммуникация с волонтерами, другими общественными платформами, далее - с местными органами власти. Государство же должно перестать бояться делегирования социальных услуг общественным организациям - в проблеме вынужденно перемещенных лиц снова оказалось, что общественные активисты срабатывают оперативно, действенно и качественно.

Следующее: переселенцы должны отойти от позиции постоянного просителя. В стране много уязвимых групп, поэтому ждать какого-то чрезмерного внимания к нашей категории несправедливо. Государство много не даст - нет ресурсов. Поэтому нужно научиться помогать себе самим. Готовить проекты, искать поддержку и ресурсы, взаимодействовать с бизнес-ассоциациями. В пример приведу активную работу вуза-переселенца - Донецкого национального университета в Виннице - по сотрудничеству с общественными организациями и международными донорами для восстановления и развития учреждения. Только в рамках одного проекта «Европейское развитие ДонНУ в Виннице», который получил поддержку Международного фонда «Возрождение», в 2015 году университету закуплено и передано компьютерное, лабораторное и учебное оборудование на 4,5 млн грн, обеспечена поддержка академической мобильности, дистанционного обучения и студенческого самоуправления на сумму 2,5 млн грн. Это во многом помогло выжить учебному заведению и успешно адаптироваться на новом месте базирования.

Последний пункт программы, согласно которой надо действовать сегодня, - активное воздействие гражданского общества, переселенческого сообщества на совершенствование нормативно-законодательного поля и работы государственных и местных органов власти, которые предназначены поддерживать ВПЛ, выполняя принятые законы.

Активизация таких усилий в последние недели весьма симптоматична. В Киеве 15-16 февраля состоится 3-й Всеукраинский Форум переселенцев из Крыма и востока Украины. Работа и жилье для переселенцев - две центральные темы запланированного форума. Наработанные предложения будут представлены властям. А на 17 февраля 2016 года назначено проведение Парламентских слушаний «Состояние соблюдения прав внутренне перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории Украины и на территории, неконтролируемой украинской властью в зоне проведения антитеррористической операции». Общественные организации, коалиции переселенцев и волонтеров активно готовятся к ним, аккумулируя многочисленные обращения и предложения. Парламентские слушания помогут привлечению общественности к выработке государственной политики и законотворческому процессу по данному вопросу.

Для страны, государства и местных общин внутренне перемещенные лица должны становиться не надоедливой проблемой, а дополнительным ресурсом развития. Сами же переселенцы, преодолевая боль потерь и трудности жизни в новых условиях, способны адаптироваться в принимающих общинах и быть полноценными гражданами.

Владимир Кипень, кандидат философских наук, эксперт Института демократии им. П. Орлика

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать