Почему радуются российские политтехнологи
Кино — это важнейший инструмент воздействия на широкие массы. Любые рейтинговые фильмы или сериалы — это форматирование общественного мнения и ментальности по заложенным авторами картин установкам.
«Новости дают лишь фактаж, который еще нужно самому интерпретировать, если такую интерпретацию для тебя не сделали заранее», — писал когда-то известный эксперт по массовым коммуникациям Георгий Почепцов, и добавлял, что как раз киноиндустрия «может задавать тон всей ситуации — точке отсчета, позволяющей отталкиваться массовому сознании, когда оно пытается построить собственное понимание ситуации».
С помощью виртуальных персонажей и ролевых моделей людям передают «правильные» взгляды на жизнь и демонстрируют, как себя «правильно» вести в той или иной ситуации. Таким образом, кинопроизводство, кроме произведений культуры и искусства, производит продукцию для политических технологов и социальных инженеров — дает им инструменты для изменения общественного мнения и даже общественного поведения.
Широко известно о сотрудничестве Голливуда с властью и силовыми ведомствами США. Мы наглядно видим активно продвижение интересов Кремля с помощью кино- и телефильмов. Мы не очень тщательно следим за другими странами, но эксперты утверждают — примеров предостаточно по всему миру.
В Украине кинофильмы отечественного производства не имеют высоких рейтингов и, соответственно, влияния на широкие массы. Однако телефильмы, сериалы уже могут рассматриваться как продукты массовой культуры. С помощью этой продукции в некоторой степени уже осуществляется форматирование общественного мнения и управление поведением общества.
Много шума поднялось вокруг сериала «Не зарекайся» ТРК «Украина». Некоторым внимание к сериалу показалось преувеличенной, но специалисты по коммуникациям уверены, что интерес к этому кино является адекватным его влиянию на общество.
«Телесериал, достаточно долго удерживая внимание аудитории, может создавать и содержать определенные смыслы, даже если они до этого противоречили картине мира человека. Это становится как бы мягкой моделью окна Овертон, в рамках которого осуществляется постепенный переход от точки возражения к точке принятия определенного смысла», — утверждал в свое время Георгий Почепцов.
Иными словами, телесериалы способны создавать картину новой реальности и помогать воплощать ее в жизнь.
Представители телеиндустрии и медиа-эксперты не увидели в фильме ничего крамольного. И с точки зрения закона о телевидении, наверное, в этой «мыльной опере» нет нарушений. Но патриотически настроенные общественные активисты и эксперты, которые являются авторитетами в области политтехнологий и социальной психологии (например, Олег Покальчук) оценили этот продукт однозначно негативно.
Возможно, было бы преувеличением считать сериал откровенно антиукраинским и утверждать, что его трансляция является предательством в полном смысле этого слова. Но тот факт, что авторы отказались от создания однозначно положительного образа «тех, кто за Украину» и от однозначно негативного образа «ополченцев», является важным показателем того, что эта картина никоим образом не является и абсолютно проукраинской. Очевидно, что задачей фильма стала демонстрация «не полностью правых» «обеих сторон гражданского конфликта» и визуализация утверждения о том, что «все неоднозначно». Это и есть картина реальности, которую создали и продвигают авторы сериала.
Последствиями путаницы маркеров «свой — чужой» является дезориентация общества. Потеря уверенности относительно того, кто прав, а кто виноват, вызывает разочарование, потерю доверия и депрессию. В целом трансляция противоречивых посылов жителям страны, находящейся в состоянии войны, оказывает на общество демотивирующее, деморализующее, а иногда напротив, радикализирующий эффект.
Возможно, создатели сериала действительно считают, что они сняли нейтральный фильм о любви. Но, к сожалению, они ошибаются. Сериал либо по замыслу настоящих идеологов фильма, либо же случайно, стал действенным инструментом продвижения конкретных политтехнологических задач. На радость российским политтехнологам.