Перейти к основному содержанию

Почему радуются российские политтехнологи

21 апреля, 13:36

Кино — это важнейший инструмент воздействия на широкие массы. Любые рейтинговые фильмы или сериалы — это форматирование общественного мнения и ментальности по заложенным авторами картин установкам.

«Новости дают лишь фактаж, который еще нужно самому интерпретировать, если такую интерпретацию для тебя не сделали заранее», — писал когда-то известный эксперт по массовым коммуникациям Георгий Почепцов, и добавлял, что как раз киноиндустрия «может задавать тон всей ситуации — точке отсчета, позволяющей отталкиваться массовому сознании, когда оно пытается построить собственное понимание ситуации».

С помощью виртуальных персонажей и ролевых моделей людям передают «правильные» взгляды на жизнь и демонстрируют, как себя «правильно» вести в той или иной ситуации. Таким образом, кинопроизводство, кроме произведений культуры и искусства, производит продукцию для политических технологов и социальных инженеров — дает им инструменты для изменения общественного мнения и даже общественного поведения.

Широко известно о сотрудничестве Голливуда с властью и силовыми ведомствами США. Мы наглядно видим активно продвижение интересов Кремля с помощью кино- и телефильмов. Мы не очень тщательно следим за другими странами, но эксперты утверждают — примеров предостаточно по всему миру.

В Украине кинофильмы отечественного производства не имеют высоких рейтингов и, соответственно, влияния на широкие массы. Однако телефильмы, сериалы уже могут рассматриваться как продукты массовой культуры. С помощью этой продукции в некоторой степени уже осуществляется форматирование общественного мнения и управление поведением общества.

Много шума поднялось вокруг сериала «Не зарекайся» ТРК «Украина». Некоторым внимание к сериалу показалось преувеличенной, но специалисты по коммуникациям уверены, что интерес к этому кино является адекватным его влиянию на общество.

«Телесериал, достаточно долго удерживая внимание аудитории, может создавать и содержать определенные смыслы, даже если они до этого противоречили картине мира человека. Это становится как бы мягкой моделью окна Овертон, в рамках которого осуществляется постепенный переход от точки возражения к точке принятия определенного смысла», — утверждал в свое время Георгий Почепцов.

Иными словами, телесериалы способны создавать картину новой реальности и помогать воплощать ее в жизнь.

Представители телеиндустрии и медиа-эксперты не увидели в фильме ничего крамольного. И с точки зрения закона о телевидении, наверное, в этой «мыльной опере» нет нарушений. Но патриотически настроенные общественные активисты и эксперты, которые  являются авторитетами в области политтехнологий и социальной психологии (например, Олег Покальчук) оценили этот продукт однозначно негативно.

Возможно, было бы преувеличением считать сериал откровенно антиукраинским и утверждать, что его трансляция является предательством в полном смысле этого слова. Но тот факт, что авторы отказались от создания однозначно положительного образа «тех, кто за Украину» и от однозначно негативного образа «ополченцев», является важным показателем того, что эта картина никоим образом не является и абсолютно проукраинской. Очевидно, что задачей фильма стала демонстрация «не полностью правых» «обеих сторон гражданского конфликта» и визуализация утверждения о том, что «все неоднозначно». Это и есть картина реальности, которую создали и продвигают авторы сериала.

Последствиями путаницы маркеров «свой — чужой» является дезориентация общества. Потеря уверенности относительно того, кто прав, а кто виноват, вызывает разочарование, потерю доверия и депрессию. В целом трансляция противоречивых посылов жителям страны, находящейся в состоянии войны, оказывает на общество демотивирующее, деморализующее, а иногда напротив, радикализирующий эффект.

Возможно, создатели сериала действительно считают, что они сняли нейтральный фильм о любви. Но, к сожалению, они ошибаются. Сериал либо по замыслу настоящих идеологов фильма, либо же случайно, стал действенным инструментом продвижения конкретных политтехнологических задач. На радость российским политтехнологам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать