Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему важно быть медиаграмотным

или Как вырабатывать в себе информационную «иммунную систему»
03 февраля, 11:35

Информационная эпоха то ли мутирует, то ли уже окончательно трансформировалась в эру дезинформации. Наиболее распространенное, легкодоступное и в то же время востребованное оружие массового поражения ХХІ века – информация. Не свинцовые пули, не ядерные заряды, а именно сконструированные медиамесседжи – оружие №1 в арсенале так называемой гибридной войны. Нам – украинцам – это известно, как никому хорошо. Российская пропаганда укоренила в головах немалой части наших соотечественников «русский мир» и подвинула территориальные границы Украины.

«Информационная война», «пропаганда», «фейк» – термины, ставшие привычными для большинства украинцев только за последние три года. Только после того, как нас сильно сотрясли аннексией и «градами», украинцы задумались о важности информационной безопасности. Это четко указало на огромный образовательный пробел у нашего недостаточно медиаобразованного общества.

Медиаобразование в Украине необходимо не только для того, чтобы противостоять информационной агрессии. Оно также призвано формировать медиаграмотность и содействовать развитию гражданского общества. Не отождествляем украинские медиавызовы с одной лишь российской машиной пропаганды. Все намного сложнее и уровень этой сложности с течением времени будет только расти.

Фейковые новости, псевдолидеры мнений, таргетированная реклама, «Big data» (если еще не читали, то «погуглите» словосочетание «big data и Трамп» и ознакомьтесь с этим кейсом) – все эти манипулятивные инструменты являются реальностью наших дней.

И «Google», и «Facebook», осознав риски и вызовы эры дезинформации, уже выступили в «крестовый поход» против фейков. После недавнего референдума в Италии, который сопровождался самыми разнообразными манипуляциями, даже папа Римский Франциск жестко высказался против грязных технологий в распространении информации и агитации, сравнив печально известные фейки с копрофилией, то есть поеданием фекалий. К сожалению, все мы в той или иной степени потребляем… фейки. Однако столкнуться с манипуляцией – еще не означает ей поддаться.

Важно уметь распознавать медийную манипуляцию, которой можно подвергнуться где угодно. Обмануть может и общенациональный телеканал, и местное радио, и районная газета, и любимая страница в соцсетях. Избежать манипуляций поможет критическое мышление и медиаграмотность – те два жизненно необходимых навыка дня сегодняшнего, которых украинцам очень не хватает. Умение критически мыслить в повседневной жизни – определяющее в ХХІ веке. Каждому необходимо вырабатывать в себе информационную «иммунную систему». Сделать это будет проще после медиаобразовательной вакцинации, которую необходимо было бы проводить путем специальных учебных курсов еще на школьном и университетском уровне. В этом вопросе Украина пасет задних, не уделяя надлежащего внимания медиаобразованию на государственном уровне. Практически все проекты, связанные с внедрением медиаграмотности в учебный процесс, – это инициативы общественных активистов, медиаэкспертов, отдельных педагогов.

«Медиаграмотность – это совокупность знаний, навыков и умений, позволяющих людям анализировать, критически оценивать и создавать сообщение разных жанров и форм для разных типов медиа, а также понимать и анализировать сложные процессы функционирования медиа в обществе, их и влияние», – так звучит одно из академических определений. По сути, в основе медиаграмотности – модель, которая побуждает людей задумываться над тем, что они смотрят, слышат, читают. Задание медиаграмотности заключается в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию, а также помочь понять роль масс-медиа и СМИ в формировании общественного мнения.

Образованные люди, например, могут без проблем распознавать российскую пропаганду в СМИ, но «повестись» и поверить в фейковую смерть королевы Великобритании (этот фейк недавно был запущен на постсоветском интернет-пространстве). Именно дефицит медиаграмотности и критического мышления в обществе в значительной степени способствует высокой популярности политиков-популистов, которые прежде всего коммуницируют с электоратом и влияют на него именно через СМИ. Медиаграмотность доводит до автоматизма процесс проверки каждого сомнительного медиамесседжа. В труде «Factual Entertainment: how to make media literacy popular» я натолкнулся на максимально детальную схему анализа медиамесседжа, который состоит из 28-ми ключевых вопросов: «Кто написал сообщение?», «Какова его целевая аудитория?», «Кому выгодна эта информация?, «Какой источник?», «К чему побуждает этот месседж?» и так далее. В повседневной жизни мы, конечно, не будем задавать все 28 вопросов. И нескольких критических вопросов и верификации информации будет достаточно, чтобы разобраться со среднестатистической медийной манипуляцией.

Лучше всего прививать медиаграмотность еще с юного возраста через медиаобразовательные элементы в учебном процессе. Детей нужно не защищать от медиа (это необходимо, кстати, многим родителям объяснить) – их нужно делать активными участниками медиапроцесса. В информационное время «ньюзмейкером» мирового масштаба может стать даже ученик, если у него есть смартфон, интернет и страница в социальных сетях. Вспомним, как весной прошлого года на подконтрольную Украине территорию Донбасса приехал голливудский актер и посол доброй воли ЮНИСЕФ Орландо Блум. Приезд актера не афишировался ради безопасности. Однако тайный визит Орландо перестал быть таковым после того, как ученики из Краматорска выложили в «Instagram» селфи со звездным гостем. Впоследствии на эти фото натолкнулись журналисты… и уже громкая новость пошла-поехала.

Поэтому помочь общественному дефициту медиаграмотности может в первую очередь медиаобразование, внедренное на обязательном общеукраинском уровне в школах и высших учебных заведениях. Детальнее о размытых векторах движения медиаобразовательного процесса в Украине расскажем уже в следующих блогах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать