Перейти к основному содержанию

Полвека после гуманитарной революции 1968: последствия и уроки

13 июня, 10:38

Когда мы спрашиваем себя, что происходит вокруг нас, мы должны понимать, что наблюдаемые явления являются отражением процессов, которые начались не вчера. События, в водовороте которых мы имеем возможность жить, находятся в тренде, что имеет полувековую историю.

Видимо не будет преувеличением сказать, что наше настоящее существенным образом формируется духом бунтарства и свободы, который впервые системно всколыхнул мир в 1968.

Пятьдесят лет назад протесты вспыхнули по всему миру, и вовсе не ограничивались известными беспорядками в Париже, Праге, Мексике, на Ямайке и Рио-де-Жанейро. Сотни тысяч людей выходили на улицы, чтобы отстаивать свою свободу и достоинство. Целями тогдашнего гражданского сопротивления были противостояние войне, расизму, патриархальной культуре, консервативным социальным ценностям и государственной бюрократии, независимо от того, капиталистической она была или социалистической.

Тактика протестов 1968 была очень разнообразной и существенно отличалась от подходов, которые практиковались в предыдущие периоды, в частности в начале ХХ века, в периоды оккупации и непосредственно после Второй Мировой. В то же время, тактика протестов была очень вариативной - от маршей протеста и демонстраций до мирного захвата общественных зданий, акций неповиновения и силовых противостояний с полицией. Ощущение открытых возможностей, близости свободы, и чувство реальности угрозы, которую протесты несли для установленного порядка, вдохновляло и восхищало протестующих, и было отражено в граффити на улицах Парижа: «Революция невероятна, потому что она реальна».

1968 стал апогеем протестной активности в мире, он аккумулировал в себе опыт гражданской борьбы конца первой половины ХХ века: от черного движения за гражданские права в США в 1940-50-х и борьбы за независимость Алжира 1950-х, до антивоенных движений 1950-60 -х и студенческих протестов в Европе начала 1960-х.

Протесты 1968 превратились в удивительную волну, которая охватила весь мир. Протестные движения инициировали и организовывали друг друга, протестующие взаимно учились и помогали друг другу, обменивались творческим опытом и удерживали общие политические позиции. Студенческий протест против цензуры и советского вмешательства в Праге и Варшаве зимой и весной будто индуцируют активность ультралевых в Берлине и впечатляющие протесты в мае в Париже, когда студенты и почти 10 миллионов рабочих поставили под угрозу стабильность правительства де Голля. Эти события, в свою очередь, усилили массовые протесты в Мексике, Бразилии и на Ямайке.

Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что международное движение гражданского общества в том виде, в каком мы его знаем сегодня, было рождено в 1968.

В определенном смысле, в 1968 состоялась гуманитарная революция, как в сознании общества, так и в системе управления, когда гражданские права стали играть основную роль в восприятии политической и социальной реальности. В частности, Европейский Союз был основан на принципах, которые сформировались во время «гуманитарной революции» 1968, что, собственно, определенным образом и обусловливает его сегодняшнее кризисное состояние.

Непосредственной реакцией на протесты стали репрессии и насилие. Пражская весна была раздавлена советским режимом, студентов на Тлателолко Плаза в Мексике расстреляла полиция, был убит Мартин Лютер Кинг в США. В последующие годы военные диктатуры росли по всей Латинской Америке, в Азии и Африке. Что характерно - чаще всего, именно под лозунгами национально-освободительной борьбы и свободы...

Впрочем, последствия движения 1968 являются долгосрочными и системными. Во-первых, антивоенная составляющая гражданских протестов привела к поражению США в войне во Вьетнаме, что существенным образом отразилось не только на разработке будущих методов военного планирования и управления, но и на всей пост-колониальной политике. Бесспорно, опыт протестов 1968 был поворотным моментом для движения за гражданские права чернокожего населения и коренного населения США. Этот опыт оказался главным двигателем для движений феминисток и сексуальных меньшинств, которые смогли актуализировать вопрос борьбы за свои гражданские права и выйти на первые позиции социальных движений новейшего времени.

Политическим следствием осознания своих прав и развитием способов борьбы за них стали «бархатные революции» в странах «социалистического лагеря», Арабская весна, которая началась в 2010, и даже украинская Революция достоинства. Но самым главным социально-политическим следствием можно считать распространение политик идентичности, которое приводит в сегодняшнем мире к возникновению и эскалации конфликтов скорее, чем к широкой положительной самоорганизации, отстаиванию общих прав и результирующему повышению благосостояния. Именно политики идентичностей являются двигателем новейших конфликтов во всем мире в последние 20 лет.

Более того, вырождение гражданского движения в политику идентичности, то есть стремление обеспечения исключительных прав своей группы вместо отстаивания общих универсальных прав человека и гражданина, приводит к уменьшению благосостояния всех. Об этом свидетельствуют данные анализа социальной и экономической статистики, проведенного Институтом экономической политики США (https://www.epi.org/productivity-pay-gap/).

Анализ показал, что несмотря на рост почти на 242% производительности труда в период 1973-2015, рост оплаты труда работников в это время составил лишь 115%. Тогда как в период 1948-1972 рост производительности и уровня оплаты труда происходили синхронно. Это скорее всего объясняется тем, что доходы от растущей производительности труда направляются в корпоративные прибыли и на бюрократические расходы, а не на оплату труда наемных работников. При этом, этот разрыв ежегодно увеличивается, что безусловно снижает устойчивость социально-экономической и политической системы, замедляет развитие и увеличивает несправедливость.

Удивительным образом оказалось, что инструменты гражданского протеста, разработанные для защиты своих прав перед национальным капиталом и национальной бюрократией, оказались уязвимыми по отношению к транснациональным корпорациям и бюрократии международной. Уязвимыми настолько, что в отдельных случаях становятся игрушкой, инструментом манипулятивного воздействия в их руках - как в случаях «борьбы с коррупцией», «апартеидом», отстаиванием узких «стандартов свободы слова» и т.п., чтобы взять под контроль национальные элиты, национальные правительства и национальной бизнес. Эта ситуация является объективно конфликтогенной и, как свидетельствует статистика, приводит к уменьшению благосостояния людей.

Технически говоря, мы имеем дело с ростом неравенства в ситуации, когда мы активно боремся за равноправие и стремимся к справедливости. Именно это становится двигателем новейших кризисов и конфликтов.

Значит ли это, что движение за общие гражданские права было бесполезным и исторически проиграло? Напротив, это означает, что оно сегодня снова удивительно актуально. Но оно должно вернуться к своей первоначальной цели. Универсальные ценности должны быть вновь актуализированы - на этот раз по отношению к ценностям партикуляристским. Сегодня мы снова должны вспомнить о правах всех, вместо того, чтобы отчаянно сражаться друг с другом за права каждого.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать