Понять Донбасс...
Сегодня с Донбассом связаны два ключевых вопроса. Первый — почему в регионе не оказывается активное народное сопротивление пророссийскому беспределу? Второй — нужен ли вообще такой Донбасс Украине?
1. Можно написать много слов о региональной специфике украинского патриотизма, об исторической и ментальной обусловленности того типа политической культуры, который нынче доминирует в шахтерском крае, а также о том, почему многие местные жители совершенно не приемлют прокремлевский радикализм на своей малой родине, но при этом не считают россиян чужими. Вот только все эти слова могут вызвать еще больше встречных вопросов и недоумений. Поэтому ответ на первый вопрос будет простой: приезжайте в Донбасс, поживите здесь некоторое время, привыкните к местной социально-психологической среде, и вам все станет ясно. Если вы относительно свободны от каких-либо политических страстей (а нам, украинцам, особенно в нынешних условиях свойственно погружаться в них настолько, что объективно оценить свой гражданский накал уже не представляется возможным), вы убедитесь не в том, что Донецкий край какой-то неправильный, а в том, что он просто-напросто такой, какой он есть. Не больше, не меньше, без знака плюс или минус;
2. Другой вопрос — захочется ли вам принять Донбасс таким, каким он есть. Ведь специально под Киев и Галичину он меняться не будет. Так же, как и Киев с Галичиной не будут специально меняться под Донбасс. В благородных или меркантильных целях подстраиваться друг под друга могут люди на межличностном уровне или, максимум, на уровне малых групп. А в плоскости отношений между большими социальными группами, привязанных к определенным территориям, это едва ли возможно. По крайней мере, в сегодняшней Украине. Исходя из этого, вопрос сводится к тому, готовы ли мы, украинцы из разных регионов страны, принимать друг друга такими, какими мы есть, со всеми нашими региональными, историческими, ментальными, политическими и другими особенностями? Иными словами, видим ли мы ценность в социальном многообразии современной Украины, и, проводя аналогии с семейной жизнью, есть ли у нас воля не только радоваться вместе победам национальной сборной по футболу, но и уметь терпеть, когда мы видим друг у друга проявления того, что нам не по душе? Если такой готовности нет, тогда и говорить не о чем.
На днях автору этих строк довелось пообщаться с одним из проукраинских общественных активистов Славянска. По его словам, уже второй месяц ему поступают угрозы. На улицу, по вполне понятным причинам, в последние дни он выходит не часто. В сложившихся обстоятельствах он не изменяет своим идеологическим взглядам, и покидать город не собирается. В разговоре же с ним чувствуется намного больше реального патриотизма и мужественности, чем в эмоциональных выпадах со стороны тех, кто сегодня из других украинских регионов прямо или косвенно призывает проукраински настроенных жителей Донецкой области идти воевать с российским спецназом и криминальными группировками в условиях раздвоенной политики местных политических и бизнес-элит.
Кстати, по поводу Славянска, Донетчины и революционных периодов есть одна интересная историческая параллель. С 6 марта по 29 апреля (что символично) 1918 года в составе Украинской Народной Республики находилась Донетчина, которая включала в себя частично территории Харьковской и Курской губерний. Центром же ее был как раз Славянск. Ликвидировал Донетчину как землю УНР Павел Скоропадский, вернувший прежнее административно-территориальное деление времен Российской империи...