Правила исключений
Почему ЕС внимателен к польским грехам и рассеян по отношению к немецким«Какого черта мы затащили в Евросоюз недозрелых до него восточных соседей?» — задаются вопросом некоторые немецкие журналисты, имея в виду «национально-католическую Польшу и этнически патриотическую Венгрию». Тема исключения хулиганов из элитной школы ЕС звучит и на представительском уровне. Конечно же, не зря. Политика Ярослава Качинского &Co и Виктора Орбана давно стала поперек дороги альянса, живущего по копенгагенским критериям: демократия, равенство перед законами и соблюдение прав человека. Тем не менее в школе ЕС существует не строгая, но отчетливо просматриваемая субординация между старыми и новыми членами. Кроме того, есть лидер Союза — Германия и ее заместитель Франция, которые, так же как и Польша, не всегда намерены следовать коллективным решениям альянса.
В 2019 году Европейская парламентская исследовательская служба (EPRS) провела анализ влияния Северного потока-2 на энергетическую безопасность ЕС. В июне 2021 года выводы этого документа подтвердила Комиссия ЕС. Цитирую: «Северный поток-2» усиливает зависимость ЕС от поставок российского газа, угрожает внутреннему рынку ЕС и не соответствует энергетической политике ЕС, его стратегическим интересам и поэтому требует прекращения». Заметим, что именно Польша была и остается активным противником российской газовой удавки для Украины и Европы. Но «локомотив ЕС» как называют Германию, проигнорировал мнение ведомого состава. Теперь симметричная коллизия: в правовой сфере Польша игнорирует мнение Германии и пытается поставить свое законодательство над общеевропейским.
Не впервые интересы одной страны противоречат экономике союза. В восьмидесятых Гренландия вышла из Сообщества, хотя ее граждане остаются датчанами и пользуются правами граждан ЕС. Совсем недавно случился всем известный Брексит, волны которого еще не улеглись. Греция привлекает больше инвестиций из Китая, чем из ЕС... За всем этим стоят рыба, деньги и частные интересы. Однако, страны, основавшие Евросоюз, избегали конфронтационной политики, не пытались обогащаться за счет интересов соседей по континенту, и не ставили сотрудничество с авторитарными режимами выше взаимоотношений со странами демократических устремлений. Nord Stream 2 положил конец избирательности в государственных связях. Германия подала плохой пример 27 членам альянса. Стоит ли удивляться, что в восточном крыле дома ведут себя, как и в западном, только на свой лад.
После 16 лет политики А. Меркель, пожертвовавшей стратегическими целями ради экономических выгод, стране нужны перемены. «Ни в коем случае нельзя романтизировать уступку президента США по Северному потоку-2, — пишет влиятельная «Франкфуртер альгемайне цайтунг». — После этой сделки всплывает важнейший трансатлантический вопрос, который Байден будет адресовать Берлину с осени, оставляя на лице немецкой политики все меньше и меньше грима. Можно ли Германии чувствовать себя защищенной американскими гарантиями ядерной безопасности, одновременно зарабатывая большие деньги на стратегических соперниках Америки? Трудный путь к единству на Западе на рубеже веков требует «духовного и стратегического поворота» с немецкой стороны...»
Деньги и принципы. Рано или поздно они вступают в противоречие для человека и государства, вынуждая делать нелегкий выбор. Здесь наступает момент истины для каждого.
Северный поток-2 стал актом моральной стратификации европейских политиков. И этот акт не закончится с вводом в эксплуатацию трубы-удавки. Все еще впереди. Ведь для защиты принципов ЕС не обязательно быть его исключительным или исключаемым членом.