Право справедливости
Когда-то я приобрела толстую книгу «Теория справедливости» Джона Ролза, пыталась честно прочитать и бросила, когда узнала, что либеральный философ (а разве сейчас не все философы либеральные?) успокоил политкорректного и толерантного читателя, что не будет рассматривать вопрос справедливости в праве и межгосударственных отношениях. Для него это было не важно. А для меня и многих других людей из Украины - да. Мне кажется, что автор просто не хотел сеять ветер, чтобы пожать бурю, и решил держать непокорного демона справедливости на коротком поводке. Либералы не сеют ветер, но любят открывать окна Овертона мелким бесам, которые от хорошего питания на свободе быстро становятся большими.
Казалось бы, цель каждого законодательства понятна: справедливость должна восторжествовать. Обязанность философа - называть вещи их именами, что тоже является актом справедливости по отношению к бытию. Пренебрегать этой обязанностью не подобает независимому мыслителю, тем более что свободомыслие не наказуемо гильотиной, как во времена Вольтера, который вынужден был бежать из родной Франции.
Всегда найдется казак на миллион свинопасов. Только я не о Вольтере, который не был честным до конца. В то же время жил другой философ, врач по профессии Жюльен де Ламетри, которого боялись и ненавидели гораздо больше, чем Вольтера. Нонконформист, атеист и эпикуреец, Ламетри тоже очутился при дворе прусского монарха Фридриха III, но и там продолжал говорить неудобные вещи о свободе мысли. Хотя он имел в виду абсолютную монархию, но некоторые его высказывания очень подходят и к новейшим государствам. Например то, что монархи окружают себя невежественными подхалимами, а не специалистами и экспертами, чтобы остаться у власти. А что касается справедливости, то Ламетри едва ли не единственный из философов нового времени, который дал острую оценку правовым отношениям: «Это право не является ни правом разума, ни правом справедливости: это право силы, которое часто уничтожает несчастного, на чьей стороне разум и справедливость». Несправедливо осужденные, преступники, которые избежали наказания, жертвы, не получившие достойной компенсации, - каждый из нас легко может привести примеры, которые свидетельствуют, что в Украине право силы доминирует над правом справедливости. Тысячи черных томов таких дел, которые пренебрегли высшей духовной потребностью украинцев, выдающихся и рядовых, в справедливости. Это не только несправедливые судебные процессы, порой очень длительные, это болезнь самого законодательства. Для примера - нет никакой законодательной поддержки государственного языка, нет закона о люстрации. Ламетри считал справедливыми те законы, которые способствуют развитию и процветанию общества. Есть ли у нас такие законы? Если и есть, то они не действуют и ничем не ограждены против права силы. Иногда ситуацию меняют массовые протесты, но когда они утихают, все возвращается к тому же старту.
А тот факт, что более сильные и богатые бывшие метрополии решают судьбу слабых стран вследствие экономического или политического давления, разве мы назовем его справедливым? Планета у нас одна, но почему-то одним государствам разрешено беречь окружающую среду у себя дома и уничтожать окружающую среду других государств вредным производством? Часто ли об этом пишут, информируют, ищут выход из ситуации? Сами знаете, что нет. Важные темы всегда на обочине. Ламетри рано ушел из жизни не потому, что нет пророка в Отечестве. Оказывается, его больше нет нигде в цивилизованном мире.