Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Праздник веры и доверия

Об особенностях и христианском контексте праздника Покрова Пресвятой Богородицы
14 октября, 20:55
Икона Покрова Пресвятой Богородицы XVII в.

Культ почитания Божьей Матери в украинском народе имеет свою преемственность. Богородица — ласковая покровительница нашего народа, в частности матерей, незамужних девушек, в древние времена — покровительница украинского казачества, а впоследствии — Украинской повстанческой армии.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы имеет свою предысторию. Он был установлен в Византии в честь освобождения Константинополя от захватчиков. В частности, здесь наталкиваемся на немало легенд и приданий. Сегодня неизвестно, кто был тем захватчиком, который угрожал городу. Одни источники свидетельствуют, что это были арабы, другие даже допускают, что это — войска под предводительством киевского князя Аскольда. Главное предание о празднике определяет двух ключевых личностей — Святого Андрея Юродивого и его ученика Епифания. Согласно переводам после Службы Божьей они увидели, как от царских врат — так назывались у греков главные входные двери церкви — идет светом осененная Пресвятая Богородица в сопровождении святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Богослова и при пении большого хора святых. Божья Матерь подходит к престолу, замирает, долго молится и заливается слезами. Потом встает, снимает со своей головы омофор (по-гречески мафорион) и широко простирает его над народом в церкви». Спустя некоторое время Святой Андрей и Епифаний, которые видели это видение, поняли, что Пресвятая Богородица пришла для того, чтобы спасти Константинополь. Ключевой объект защиты — омофор или платок, который служил Покровом от беды и разрушения. Интересно, что в рамках этой истории осознаем само понятие «юродивости» —  на первый взгляд, это когорта, немного специфических и безумных людей, над которыми насмехались и тыкали в них пальцами, имела особую миссию от Бога — видеть то, чего не видят другие. Интересно, но византийцы поверили удивительному видению Святого Андрея Юродивого, которого еще в источниках называют Юродивым Христа ради. Недаром в текстах древней украинской литературы часто находим еще один синоним к «юродивому» — «блаженный».

Сегодня мы не знаем окончательного временного отсчета этой истории, кто-то датирует это событие V, а в других источниках — X веком от рождения Христа. Однако, по моему мнению, важно акцентировать внимание не на исторических доказательствах, а на феномене веры жителей Константинополя. Ведь правдивая вера в Покров—заступничество и доверие к Святой Богородице помогли сохранить им не только город, но и собственную идентичность. Думаю, что эту идею очень хорошо понимали наши предки, для которых омофор Богородицы символизировал что-то большее, чем просто защиту! Важно сегодня, в постмодернистскую эпоху, не забывать об этом!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать