Проект революции в Украине
На фестивале неигрового кино Docudays UA, который завершается сегодня в Киеве, состоялась премьера документального фильма-альманаха «Открытый доступ». Показ в переполненном Красном зале столичного Дома кинематографистов превратился, фактически, в оппозиционную манифестацию.
Альманах состоит из 5 короткометражек, объединенных темой применения Закона Украины № 2939-VI «О доступе к публичной информации», принятого Верховной Радой 13 января 2011 года под давлением общественных организаций и Евросоюза. Это 5 историй о том, как рядовые украинские граждане борются против беспощадного и бессмысленного Голема отечественной бюрократии.
Первая новелла — «Межигорье» (режиссер — Владимир Тихий) — впечатляющая хронология отговорок, манипуляций и откровенной лжи, к которым прибегла Администрация президента и лично сам Президент, чтобы не раскрывать истинные размеры и обладателей печально знаменитого имения. Журналисты (в первую очередь Сергей Лещенко и Мустафа Найем — настоящие демоны из кошмаров Януковича), методически поднимая этот вопрос, направляя новые и новые обращения, готовя все более острые репортажи, постепенно доводят власть имущих до состояния, когда любые умолчания красноречивее правды.
В «Школе» (Сергей Андрушко) жители поселка Ромодан Полтавской области добиваются отмены неправомерного решения о закрытии школы, в результате которого дети будут вынуждены ходить в соседнюю школу, пересекая опасный железнодорожный переезд. И, хотя родители в конечном итоге проигрывают, их пример помогает победить другим общинам.
«Дом с химерами» (Жанна Довгич) — почти хрестоматийный сюжет о принципиальном одиночке, которому, как говорили когда-то, «больше всех надо». Математик, доцент Национального авиационного университета Александр Глухов, отказывается покидать исторический дом на Малой Житомирский, известный как Усадьба Мурашко — знаменитого украинского художника. Дом продали вместе с жителями (!), всех переселили, отключили свет, воду, отопление, даже пожар устроили — а упрямый математик выселяться и не думает, пишет во все инстанции, ходит в суды и в конечном счете переламывает ситуацию в свою пользу — хотя до счастливой развязки еще очень и очень далеко.
«В углу» (Дмитрий Тяжлов) — полное юмора повествование о том, как жители села Панасовка на Полтавщине добиваются возобновления автобусного маршрута, который был едва ли не единственным средством их связи с внешним миром. Героиня, Зоя Шульга — из того разряда энергичных женщин, которые есть, по-видимому, в каждом населенном пункте и которых побаивается любая власть. Зоя Ивановна использует 2939-VI по полной. Ездит от двора к двору и собирает подписи. Злится на односельчан и саму себя, зарекается этим не заниматься, но снова лезет в бюрократический ад. И автобус пускают. В финале фильма видим, как неугомонная Зоя готовит бумаги насчет еще одного маршрута.
«Свободный доступ» вряд ли покажут в кинотеатрах или на центральных телеканалах. Продюсеры планируют сеансы на фестивалях и в областных киноклубах, а затем, вероятно, альманах выложат в Сети.
Несмотря на отсутствие проката, на то, что ни в одном из 5 фильмов чиновники не понесли наказания, «Свободный доступ» оставляет оптимистическое послевкусие. Ведь Межигорье — это лишь символ, и главное поле боя не там, а как раз в селах и поселках, на улицах разных городов, где действуют здесь и сейчас такие, как Зоя Шульга или Александр Глухов. В действительности это они — главная угроза режима, их становится все больше с каждым днем, и они берут верх все чаще. Если так пойдет и дальше, то их маленькие победы сложатся в одну большую, и ее последствия продлятся далеко за временную отметку 2015 года.
Вот так начинается настоящая украинская революция.