Перейти к основному содержанию

Распятый

18 декабря- 127 лет со дня рождения Николая Кулиша
18 декабря, 09:56

Распятый между красным и сине-желтым. Именно так сложилась жизнь выдающегося украинского драматурга Николая Кулиша (1892-1937 гг.). Его судьба была до краев наполнена большими и страшными контрастами.

Родился в батрацкой семье. Мама Ульяна рано умерла, отец Гурий был алкоголиком. Казалось, что мальчика рано высушит батрацкая жизнь. Однако вскарабкался! Выжил и в неспокойные отроческие и холостяцкие годы, хотя не раз Белая Пани обдавала ледяным дыханием.

Постоянно стремясь к неизведанным галактикам ощущений и чувств, любил свою жену Антонину и свою замужнюю Музу, с которой вел долгую переписку, Олимпиаду Маслову-Корнееву, которую называл Ладушкиой...

Был большевиком, который симпатизирует украинской крови и памяти. В своей «Патетической сонате», которая сначала потрясала, а затем испугала советскую театральную Москву начала 30-х, уже будет звучать во весь голос, наперекор всему соцреалистическому канону: «Мы, Ступай-Ступаненки, хотим, чтобы нация наша чужих сапог не чистила! Пора! Свободными стать пора! Должны сесть на коней и мчаться по нашим казацких степям вместе с орлами и ветрами!» В самом сердце СССР была (конечно, что по неожиданному упущению, а может, по воле Провидения) поставлена драма, которая взрывала однозначность разрешенного сытым рабам советского искусства!

Страшно сейчас читать его пьесу «Патетическая соната». Раздвоение, сомнение, тоска и мука слышатся там в каждом абзаце, стонут из каждой точки и запятой... В его красных есть что-то незримо-украинское. В его украинцах-«желтоблакитниках» есть настоящая бацилла коммунистической веры, которая только задремала. Трагизм этой великой пьесы не только в честном изображении советского ада, который прикрыт фиговым листком фанатичной большевистской веры некоторых героев. Трагизм, по-моему, еще и в том - а может, прежде всего в том, - что противоположные ценности - коммунизм и построение независимого государства - здесь, несмотря на некоторую поляризацию героев, переплетаются причудливыми ядовитыми шелковыми нитками...

Немного отмотаем назад. Наконец после первого успеха своих пьес в Украине, еще до начала страшных 30-х, семья Кулишей начинает жить в тогдашней столице - Харькове. Николай Кулиш вместе с Лесем Курбасом начинает творить современный не только украинский, но и европейский театр, о чем позже писали много раз.

Но опять не спрашивайте, почему мы еще не имеем Нобелевской премии по литературе, почему так трудно становимся на художественные ноги, часто скатываясь в развлекательность или вторичность. Ответ - далее.

В 1929 году драматург побывал в составе делегации украинских писателей на встрече со Сталиным. Он уже был автором «97», и «Коммуны в степях», «Так погиб Гуска», «Народного Малахия», «Патетической сонаты». Говорят, что это он обратил внимание сухорукого вождя, что в СССР повсеместно ставится пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных» с выразительными российско-шовинистическими нотками. Сталин, мол, пробормотал, что пьеса «капельку полезна», пусть идет. Позже следователь напомнил Кулишу о выпадах против любимого сталинского писателя...

Кстати, Сталин не общался с Булгаковым, который молил о встрече и писал сервилистические пьесы о сталинском детстве. Но Сталин любил многие произведения Булгакова, поэтому были созданы все условия для полноценной творческой работы. Автор культового «Мастера и Маргариты» умер в 1940 году от собственных болезней. А Николай Кулиш...

 Говорят, Мыкола Хвылевой носил время от времени на груди красный и сине-желтый банты. Герои «Патетической сонаты» Николая Кулиша тоже смешали в своем сердце эти цвета, а больше всего - их создатель, сам автор... Этот шизоидный симбиоз, потому что нельзя примирить огонь и воду в нежном танце, имел и преимущества. Он сначала сбивал с толку даже стопроцентных романтических советовцев, например режиссера московского Таирова, который взялся поставить драму! Но потом... Потом в большевистской «Правде» началась истерия из словесных проклятий, где «националистическая контрабанда» еще не была прочным словосочетанием! «Патетическая соната» на несколько десятилетий выпадает из сценической жизни, как и другие произведения Николая Кулиша...

Начались аресты. Лесь Курбас, с которым Николай Кулиш создал гениальный симбиоз автора и режиссера, с нечеловеческим стоном просит тех, кто радуется собственному государственному садизму: «Позвольте мне, живому, жить!»

 С 1935 года Николай Кулиш находится в соловецкой одиночной камере. Это было наказание за веру в украинскую патетическую сонату внутри кремлевского красного царства. Пережив пытки, которые мы не можем осознать, Николай Кулиш в порыве неописуемого мученичества пишет прошение, чтобы его... расстреляли. Думаю, до такого состояния его доводила целостная вера в двойные, несовместимые ценности... В минуты относительного равновесия он заботится о своей семье, не погибают ли от голодной смерти, пишет жене, что передаст свои золотые зубы, потому что здесь они ему не очень нужны...

Он в покаянных письмах называет себя «грешником», самоуничтожается, просит наркома Ежова разрешения работать с другими заключенными, раскаивается в какой-то мелочи... (Все-таки скажу это - уже долгое время работая над такой темой, не могу писать эти строки без слез в прямом значении - за что нашей литературе такой крестный путь, едва ли не самый тяжелый среди всех литератур мира!?).

Из одиночки его выпустили. Но только в Сандармох, где расстреляли вместе с Валерьяном Пидмогильным, Лесем Курбасом, Николаем Зеровым, Павлом Филиповичем, другими выдающимися украинцами...

Давайте не отдадим на растерзание Украину, за которую уже пролиты реки мученической невинной крови.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать