Перейти к основному содержанию

Рефлексии Катастрофы

КРИСТИАН БОЛТАНСКИ. ПУТЬ БАБЬЕГО ЯРА, 2016, ПРЕДОСТАВЛЕНО ХУДОЖНИКОМ

В PinchukArtCentre открылась международная групповая выставка «Утрата. Воспоминание о Бабьем Яре» с участием художников старшего поколения Кристиана Болтански (Франция), Берлинде де Брьойкере (Бельгия) и Дженни Хольцер (США).

Экспозиция пришлась на годовщину памяти жертв трагедии в Бабьем Яру: 75 лет назад в течение двух дней немцы в Киеве расстреляли более 34 тысяч евреев. Это был один из первых актов массовых убийств во время Второй мировой.

Берлинде де Брьойкере предложила две инсталляции ( «Пентесилея IV» (Penthesilea IV), «От чувствительной кожи III и IV» (Vanwege een Tere Huid III and IV), обе — 2016), в которых, использовав воск, полиэстер и железо, сымитировала содранную кожу животных. Стилистическое излишество и явная искусственность этих объектов особенно выделяется на фоне по-настоящему впечатляющих работ других участников.

Специально для выставки Кристиан Болтански смонтировал «Путь Бабьего Яра» (Le Chemin de Babi Yar): сотни ржавых металлических коробок образуют длинный узкий коридор, который выводит в полутемную комнату, занятую огромной кучей черной одежды убитых. Коробки, большинство из которых пронумерованы в случайном порядке, вызывают ассоциации с погребальными урнами с прахом неизвестных и одновременно напоминают об убийствах в Бабьем Яру, куда жертвы приносили ценные вещи и документы (которые часто хранились в металлических ящиках).


БЕРЛИНДЕ ДЕ БРЬОЙКЕРЕ. ОТ ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ КОЖИ IV. 2016 МЕТАЛЛ, ВОСК. ПРЕДОСТАВЛЕНО ХУДОЖНИЦЕЙ И GALLERIA CONTINUA САН-ДЖИМИНЬЯНО / ПЕКИН / ЛЕ МУЛЕН / ГАВАНА

Работы Дженни Хольцер не касаются непосредственно Бабьего Яра, но более чем убедительно передают ужас массового насилия. Ее Lustmord Table (1994; Lustmord переводится с немецкого как «убийство на почве сексуальных извращений») — композиции из настоящих человеческих костей, выложенных на деревянных столах. Некоторые из них имеют серебряную полосу с вырезанными фрагментами описания убийства с изнасилованием с трех разных точек зрения: жертва, преступник и наблюдатель. Инсталляция является рефлексией автора относительно зверств во время конфликта в бывшей Югославии. Так же тексты о насилии и унижение человеческого достоинства высечены на каменных скамьях («Под камнем» (Under a Rock), 1986) и на бронзовых табличках, прикрепленных к стенам зала («Серия жизни» (Living Series), 1981 и «Серия выживания» (Survival Series), 1984).

Минимализм, четкая форма и мощное послание произведений Болтански и Хольцер позволяют назвать «Утрату» наиболее художественно убедительным проектом Центра Пинчука за последние годы.

Тема Холокоста, Бабьего Яра все еще должным образом не отрефлексирована нашим массовым сознанием. Выставка в PinchukArtCentre — шаг в правильном направлении, но все же хотелось бы увидеть убедительный вклад украинских художников. Без этого Катастрофа так и останется в пустоте странного полузабытья.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать