Религия «русского мира»
«Бессмертный полк», портрет Шухевича на просоветском сборище, марш орков, задержание 20 человек, оркестр, сопровождавший колонну «Бессмертного полка» украинскими маршами, и откровенно антиукраинские лозунги, которыми носители изображений Великих дедов пытались перекричать песни о любви к Украине, облитый смесью из зеленки и нечистот глава «Россотрудничества» и задержанный накануне сотрудниками СБУ российский гражданин, якобы связанный с главой КПУ Петром Симоненко за подготовку поджога машины Владимира Вьятровича - директора Украинского института памяти. Все это нагромождение событий, произошедших 9 мая в Киеве, само по себе является информацией к размышлению.
Как только не называют майские прогулки в городах по всему миру с портретами своих или чужих родственников. «Шабаш», «победобесие», «путинг бессмертных». Правда и то, что после парада фотографии «дорогих сердцу людей» оказываются на ближайшей свалке. Есть мнение, что со временем неуклонное желание публично демонстрировать пренебрежение к своему государству исчезнет. Надо только показывать людям правду. Но опыт стран Балтии свидетельствует об обратном. Количество тех, кто присоединяется к победобесному маскараду, из года в год растет. Берлин, Лиссабон, Лондон, Торонто. Колонны людей, которые утверждают свою принадлежность к «русскому миру» с помощью дедов на палочке, уже маршируют по всему миру. Почему они ведут себя так, словно в Вашингтоне или Тель-Авиве они чувствуют себя оккупированными? Ведь все эти люди идут по улицам чужих городов с такими выражениями лиц, словно носить дедов, которые воевали - это их последний и решительный бой. Откуда они? Кто они? Чего хотят? Они верующие в «русский мир» - адепты новой мировой религии, которая объединяет тех, кто считает святотатством любое стремление людей к свободе.
Россия создает настоящую религию со своими догматами, структурированным культом и пантеоном святых. Можно было бы пожать плечами, мол, каждый сходит с ума по-своему, поэтому «какая разница, из-за чего эти сумасшедшие заболели всю голову». Все так и не так. Ведь в Украине, например, не один, а два Дня памяти - 8 и 9 мая. Но те, кто выстраивается в бессмертные колонны, искренне верят, что никто, кроме них, не уважает в Украине память погибших.
А пятидесятилетние ветераны! Это особая тема. Кажется, что им безразлично, что две трети собравшихся точно знают, что никакой Второй Мировой войны они в глаза не видели. Некоторые из них даже начинают беззастенчиво врать, как прошли до Берлина и обратно. А пророссийские политики, которые, как правило, играют на этих сборищах роль «молодежи», пришедшей поддержать «великих дедов»! Из года в год они насилуют микрофоны и мозги телезрителей рассказами о великой победе, которую России до сих пор не могут простить бездуховные американские захватчики. После чего призывают проголосовать именно за свою политическую силу. Они говорят в прямых эфирах всю эту чушь, совсем не заботясь о достоверности рассказанных ими фактов.
Все эти люди жалкие в своем стремлении приватизировать чужую солдатскую славу. Но тем, кто каждый год приходит с портретом, безразлично, что ордена и медали - украдены, а рассказы о "танках, которые грязи не боятся", - это не что иное, как пиар и надругательство над мертвыми. Многие видят в абсурдизации культа "Великой победы" признаки деградации путинского режима. Мол, зачем умножать глупость? "Разве Путин не видит насколько абсурдным и смешным он выглядит посреди всего этого победного шума?" - В том-то и дело, что все всё видят. Обнимая моложавую "ветераншу", Путин наследует Калигулу, который ввел в сенат коня. Нечто подобное происходит с монахами, когда они проходят послушание. Укрощение личной гордыни и самоотречение на пути служения богу. Сказал настоятель сажать свеклу корнями вверх, значит - так и надо делать. Любой здравый смысл и возражения будут восприняты как неготовность претендента принять обет. Абсурд, который намеренно культивируется вокруг 9 Мая, и участие в шабаше - это символ веры. Более того, признак верности вождю. В данном случае достоверностью пренебрегают ради проверки на смирение.
Есть у этого верования еще один характерный признак. Оно не имеет своего рая. У "русского мира" нет никакой идеальной картинки будущего, ради которой "верующим" предлагается "повторить". У большевиков была "победа пролетариата". У Гитлера - "тысячелетний рейх". Искаженным пропагандой людям навязывалась определенная утопическая реальность, ради достижения которой они должны убивать, уничтожать, разрушать. Ничего даже близко подобного культ «Великой победы» своим «верным» не предлагает. «Русский мир» дает разрешение своим адептам на уничтожение всего, к чему они смогут дотянуться. Именно поэтому кадры с пытками украинцев свободно гуляют по интернету. Никто и не собирается отрицать подробности боевой биографии Моторолы и Гиви. Самое страшное, что россияне после всего увиденного продолжают восхвалять палачей. Для верующих «русского мира» варварство - это не просто средство достижения заветной Валггалы. Оно - цель. Некое царство божие. Уничтожение ради уничтожения, жестокость ради жестокости. Перед нами вероучение нового нашествия, которое уже готово прокатиться по миру.
В «русский мир» верят. День победы, который так помпезно празднуется всеми пророссийскими силами в мире, - это не о прошедшей войне. Это о предстоящей. Войне без цели. Войне ради войны. «Победобесие» - это болезнь, которая не имеет ничего общего с желанием почтить память павших. Кровь миллионов здесь выступает своеобразной индульгенцией, которая дает верующим «русского мира» требовать новой крови. Это агрессивная внешняя политика страны-захватчика, которая на наших глазах перерастает в религию. С каждым годом все опаснее становится пренебрегать тем фактом, что часть украинских сограждан втягивается в агрессивную секту, которая работает на уничтожение страны. Бороться с этим явлением с помощью "просвещения" невозможно. Ведь пока манипулятор имеет доступ к своим жертвам, манипуляция продолжается.
Билборды с призывами к танкам не бояться грязи на пути к победе, концерты на центральном телеканале, где звучат речи о «братских народах», и найденные листовки с коммунистической символикой и призывами к оружию - все это носит системный характер и хорошо финансируется. Навязывание среди украинцев верования в «русский мир» происходит масштабно, на уровне государства-агрессора. С другой стороны, проукраинские силы действуют несистемно, не имеют достаточно средств на борьбу с российской пропагандой. На информационном фронте украинцы до сих пор противостоят России на волонтерских началах. В большинстве все попытки противопоставить мясорубке креатив направлены на самих себя. Это самовнушение, которое не в состоянии остановить агрессора, но служит для самоуспокоения, мол, «посмотрите, как мы весело смеемся». С вероучением «русского мира» надо бороться не на уровне конкуренции идей и памятных дат, а с помощью спецслужб, которые должны изолировать носителей агентов влияния от их целевых аудиторий. Нам необходим честный разговор о государственной информационной политике, ее целях и задачах. Иначе смеяться над культом «Великих дедов» будет просто некому.