С кем вы, мастера культуры?
Тринадцать российских кавалеров ордена Почетного легиона, в том числе два бизнесмена (простой российский миллиардер Михаил Прохоров, в 2007 году задерживавшийся французской полицией в Куршевеле по подозрению в организации проституции, но благополучно вышедший сухим из воды, и глава Сбербанка Герман Греф), два деятеля науки (бывший президент РАН Юрий Осипов и действующий депутат Думы, полярный исследователь Артур Чилингаров) плюс девять деятелей культуры (издатель и главный редактор «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова, режиссеры Павел Лунгин и Андрей Кончаловский, экс-гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов, скульптор Зураб Церетели, дирижер Валерий Гергиев, альтист и дирижер Юрий Башмет, искусствовед Ольга Свиблова и писатель Виктор Ерофеев) вступились за несправедливо преследуемого соотечественника.
Нет, это ни какой-нибудь диссидент, пострадавший за убеждения, и не мастер культуры, изнемогающий под цензурным гнетом. Это – вполне себе добропорядочный гражданин, член Совета Федерации и такой же простой российский миллиардер, как и Михаил Прохоров. Зовут его Сулейман Керимов, и оказался он в цепких объятьях французской юстиции за самое страшное преступление в Евросоюзе – уклонение от уплаты налогов. Но в России, с точки зрения авторов письма, это преступление серьезным никогда не считалось. Поэтому они просят французские власти и лично президента Эмманюэля Макрона, чтобы те обращались с сенатором, исходя из того, что «его основным принципом является полное соблюдение французских законов».
Но ведь французские правоохранители как раз убеждены в обратном, а именно в том, что Керимов грубо нарушил французский закон, утаив от налогов сотни миллионов евро путем мошеннических сделок со сверхдорогой недвижимостью на Лазурном берегу. Поэтому такого рода просьба выглядит несколько странно. Еще подписавшие письмо просят, чтобы к «узнику Ниццы» отнеслись с «человечностью и гуманизмом, чтобы его жизнь не подвергалась опасности, чтобы ему было позволено вернуться к врачебной помощи, необходимой для поддержания его жизни», поскольку в 2006 году Керимов серьезно пострадал в автокатастрофе (заметим в скобках, на том же Лазурном берегу вместе с известной телеведущей Тиной Канделаки) и сейчас «его жизнь поддерживается командой врачей, которые обеспечивают его постоянное комплексное лечение». Известно же, французские звери грозят тяжело больному человеку 10 годами тюрьмы.
Правда, одновременно кавалеры ордена Почетного легиона просят, чтобы Керимову было дозволено продолжать его плодотворную работу в Совете Федерации. Но тут мне видится некоторое противоречие. Если человек так болен, что сама его жизнь зависит от согласованных действий целой бригады врачей, то как он ухитряется при этом нести многотрудные обязанности парламентария? А вот у французской прокуратуры насчет здоровья Сулеймана Керимова другое мнение. Она считает, что тяжелая болезнь не помешала миллиардеру незаконно ввести во Францию от 500 до 750 миллионов евро. Причем ввести налом, в чемоданах. Если вспомнить, что знаменитая «колбасная» сумка с двумя миллионами долларов, врученная министру Алексею Улюкаеву, весила без малого 22 кг, то прямо жуть берет. Получается, что Сулейману Абусаидовичу надо не в больнице лежать под присмотром врачей, а призы брать на соревнованиях тяжелоатлетов.
Интересно, что подписанты невольно признаются, почему они так хлопочут за Керимова. Оказывается, «несмотря на значительные невзгоды его жизни, объем и степень его щедрости в поддержке образования и спорта, оказание медицинской помощи детям, поддержание гармоничных отношений между религиями очень велики». Что ж, сильно подозреваю, что Керимов щедро спонсировал мастеров культуры, подписавших письмо в его защиту. Они готовы поручиться за него, утверждая: «Мы готовы предоставить любые другие гарантии, которые будут необходимы для того, чтобы обеспечить достойное и гуманное обращение с господином Каримовым». Но непонятно, как они это поручительство будут обеспечивать, если, например, Керимов на время следствия вернется в Россию, а затем откажется предстать перед французским судом. Вряд ли Лунгин с Кончаловским смогут силой доставить его во Францию. А писатель Виктор Ерофеев очень бесхитростно объяснил, почему он подписал письмо в защиту Керимова: «Тут неважно насколько этот человек провинился. Важно то, что это русская традиция, которая связана с русскими ценностями, с ценностями интеллигенции, она зовёт нас всех к тому, чтобы мы встали на сторону потерпевшего».
Простите, но я не понимаю, кто тут потерпевший. Таковым, очевидно, должно считаться французское государство, недополучившее десятки, а возможно, и сотни миллионов евро налогов. Но Ерофеев и его товарищи явно не французское государство защищают. Однако не только Франция потерпела от действий Керимова. Не секрет, что почти все российские миллиардеры поднялись на распиле бюджетных денег. И вполне можно сказать, что те сотни миллионов евро, которые Керимов возил во Францию, не попали российским пенсионерам, детям и прочим бюджетникам. Если бы в России были нормальные правоохранительные органы, они бы поинтересовались, откуда взялись те сотни миллионов евро, которые сенатор Керимов «отмывает» во Франции. Но нет, российское государство горой встало на защиту сенатора. МИД России и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявили, что приложат все усилия для защиты его интересов.
Большинство тех, кто подписал письмо, в той или иной степени близки к Кремлю (а без команды оттуда письмо бы не появилось). Многие из них уже успели отметиться на тему «Крымнаш» и поддержать российскую военную интервенцию в Украине и в Сирии. И почему-то подписанты с такой страстью, с какой они защищают российского миллиардера, не выступают в поддержку, например, украинского режиссера Олега Сенцова, отбывающего в России 20-летний срок по явно сфальсифицированному обвинению. Единственное заметное исключение здесь – Ирина Прохорова. Грустно было увидеть ее подпись под таким письмом. Видно, родной брат и главный спонсор очень убедительно попросил, и отказать она не смогла.