Слово о полку
«28.04–11.05.2017»Рано утром (чтоб успеть до толпы) 8 мая я свозил маму на сирень в Ботанический сад, а потом мы еще успели на кладбище. 9-го, сделав с утра немаленькую кучку работы, я купил цветы, выпечку и навестил своего учителя. Как сейчас принято говорить, он «совсем ватный», но за последние годы, пусть и с огромным трудом, нам все же удалось научиться обходить болезненные для обеих сторон темы. — Провел часть этого дня с ним не потому, что этот день большой праздник для меня, но потому, что он много значит для него, у кого на войну припало его детство и чья жена, девочкой совсем, пережила первую блокадную зиму в Ленинграде.
А что, как-то можно иначе, не посвятить дни памяти близким и родным? Оказывается, можно. И я не только про «Бессмертный полк», я про всех, кого нелегкая понесла поучаствовать в этот день в уличных провокациях. — С обеих сторон. С обеих, потому что это шоу состоялось только благодаря участию в нем всех без исключения — по обе стороны полицейского кордона, ну и, конечно, не без него самого. «Ватники», «титушки», «нацисты», «ОУН», «бессилие властей» и «ментовский произвол» — идеальный «борщевой набор», чтобы удержать у экранов максимальное число зрителей, чтобы каждый почувствовал себя одновременно и героем, и жертвой, чтобы еще на год вперед подкормить никуда не девшийся, несмотря на российскую агрессию, общественный раскол. И мы, украинцы всех навязанных нам извне «сортов», уже который год подряд идем за дудочкой кремлевского крысолова.
Ну, а почему же не пойти, если идея с «Бессмертным полком» как будто создана для этого. Я еще помню, как во времена СССР собирались на площадях и в парках тогда еще сотни ветеранов, с табличками названий своих частей, пользуясь праздничными льготами, съезжаясь со всех концов страны. — Ничего казенного, это было настоящее и очень трогательное зрелище, там не было места ряженым, фальшивым наградам, не было громких речей чиновников и политиков. Просто боевые товарищи, вместе прошедшие через ад, год за годом вспоминали пережитое и, что самое страшное, обновляли список тех, кого уже нет. — Это была настоящая, живая память участников и очевидцев, альтернатива советскому официальному культу Великой Отечественной войны.
Но вот когда тысячи и сотни превратились в десятки и единицы, когда живая память войны стала растворяться в заученных с детства ритуалах, у тех, кто еще хранил в сердцах настоящую память той войны, появилась потребность найти им замену. — Так, среди прочего, еще во времена СССР дети ушедших ветеранов стали выходить в памятные дни к местам встреч ветеранов и к мемориалам с портретами тех, кто уже сам не может прийти. А в 2012-м по инициативе томских активистов и журналистов это движение обрело название «Бессмертный полк». Успех этой акции ее и сгубил, подхваченная государственной пропагандой России, извращенная до неузнаваемости, вместо сохранения реальной памяти она стала предлагать ее суррогат, эрзац, который в нужный день можно купить на палочке в супермаркете и выбросить по окончании отправления памятных нужд.
Т.е. зло в нынешней акции «Бессмертный полк» заключено не в самой ее идее, а в том, как ее сейчас интерпретирует российская государственная пропаганда. — Для большинства это слишком тонкий, непостижимый нюанс. Более того, изначальное искреннее, настоящее ядро, из которого возник «Бессмертный полк», где-то под общим спудом георгиевских лент и картонных наград все еще тлеет, и это делает акцию такой популярной в России, а в Украине превращает ее участников в идеальную сакральную жертву, смешиваясь в их головах в адскую кашу с другими сценариями кремлевской пропаганды, а также с ностальгией по СССР.
А что с другой стороной шоу? Вот тут кроется самое для меня непонятное и удивительное. Те, кто еще вчера с битами разгонял участников Маршей равенства, 9 мая кричали про «ментовский произвол». — Сценарий жертвы в равной степени разыгрывается для сочувствующих зрителей обеих сторон конфликта, и только государству в нем отказано в праве на насилие. Не потому ли, что именно ему отведена сценаристами в финале роль главной жертвы.
Впрочем, государство само, похоже, до сих пор не научилось грамотно распоряжаться этим правом, не в состоянии разделить противостоящие стороны конфликта. С одной стороны, невозможно запретить шествие «Бессмертного полка» в Украине. — Даже в путинской России и то иногда разрешают шествия оппозиции. А то, что сторонники путинской идеологии (хоть это для нас и непостижимо) составляют статистически значимый процент граждан Украины, это факт, который невозможно отрицать. А значит, 9 мая «Бессмертный полк» и дальше будет выходить на улицы украинских городов, и новых конфликтов на эти улицах нам не избежать. Отмена выходного дня не уменьшит не отягощенную постоянной работой массовку на улице, Филатовский «фрайкор», как и сто лет назад германский, только добавит градус взаимного насилия. Так что нам, похоже, просто нужно научиться как-то дальше с этим жить. Ведь существуют же в Германии, где отношение к нацизму гораздо строже, чем в Украине и даже в России, неонацистские партии, которые организовывают свои шествия, пусть они неизменно и заканчиваются потасовками с возмущенными гражданами.
Что уж говорить об Украине, где исторически принуждена сосуществовать, уравновешивая в публичном пространстве друг друга, гремучая смесь сразу трех тоталитарных идеологий — неонацистской, коммунистической и путинизма. На самом деле нашему обществу она сможет угрожать только тогда, когда втянет в этот во многом постановочный конфликт не только несколько процентов украинцев с маргинальных концов политического спектра, но навяжет свои взаимоисключающие формы исторической памяти большинству. Не нравится 8 марта, уделяй женщинам внимание каждый день, а не раз в год. Не нравится «Бессмертный полк», предложи гражданскую инициативу получше или просто навещай в этот день родные могилы, сделай в этот день праздник для живых стариков. Иначе какое же мы 8 мая чествуем примирением, если на следующий же день встреваем в войну. Мы питаем этот конфликт лишь своим к нему интересом, если зритель уйдет из залов, спонсоры перестанут вкладывать в него деньги, и это шоу за несколько лет само постепенно сойдет на нет.