Смертоносная мифология
Несколько сотен специальных интервью с членами незаконных вооруженных формирований, созданных, управляемых и удерживаемых РФ на оккупированных территориях Донбасса, которые есть в распоряжении наших исследователей, и тысячи их откровений, которыми изобилуют пропагандистские каналы россиян и их наемников, позволяют понять многое как в мотивациях боевиков так и способах их мобилизации. А также увидеть угрозы, что актуальны для нас до сих пор.
Например, несмотря на одинаковую структуру террористического нарратива, в общем характерную для экстремистских группировок, в рассказах боевиков есть отдельные моменты, которые все они воспроизводят почти тождественно, как под копирку. Это указывает на то, что все они стали жертвами внушения, попали под жесткое пропагандистское воздействие, и теперь используют чужую установку вместо собственной мотивации.
Одним из таких моментов является объяснение того, что именно принудило их к решению приехать в Украину, вступить в ряды незаконных вооруженных формирований и начать убивать украинцев. Почти все они в ответ воспроизводят с небольшими вариациями примерно такой текст:
«Я с самого начала внимательно смотрел новости, следил за событиями на Украине, потому что чувствовал, что мы не чужие. Сначала смотрел на кровавый Майдан, потом радовался отсоединению Крыма, затем начались события на Донбассе. Сердце болело и душа кричала, когда я видел, как порочат память Великой войны, поднимают голову неофашисты, как они устраивают факельные шествия, кричат антироссийские лозунги. А потом фашисты сожгли заживо людей в Одессе, и это стало последней каплей, я понял - все, хватит, я не мог больше оставаться сторонним наблюдателем. Я начал искать возможность записаться добровольцем и поехать туда, на юго-восток, где фашисты убивают мирных граждан, чтобы защитить их, чтобы бороться за правду и справедливость».
Несмотря на свою кажущуюся простоту, текст очень показателен. Он в частности указывает, что на основе событий 2 мая 2014 российской пропагандой было быстро сформирован мощный бронебойный «миф об Одесской Хатыни», намертво впаянный в миф о «великой отечественной войне». Он был быстро растиражирован телеканалами, СМИ и десятками тысяч тематических групп в социальных сетях. Его влияние невозможно переоценить. Можно сказать, что он и стал точкой сборки новой, искусственной групповой идентичности «защитника новороссии», и отправной точкой для окончательной дегуманизации украинцев.
Благодаря этому мифу десятки тысяч россиян взяли в руки оружие, любезно предоставленное путинским «военторгом», и без всяких угрызений совести начали убивать, пытать, насиловать и грабить украинцев на их земле, искренне считая, что они «защищают их от фашизма».
При этом интересно, что несмотря на упорное продвижение россиянами этого мифа в мировое информационное пространство, боевики-иностранцы, даже российского происхождения, оказались практически неуязвимыми к нему. Их больше привлекала возможность бесструктурного насилия, нелегальный бизнес в условиях военного хаоса или реализация своих военных навыков. Их неуязвимость, вероятно, объясняется тем, что в западных странах нет российского культа «великой отечественной войны», которой является ключевой компонентой этого мифа.
Так же этот миф не был широко представлен в нашем ни информационном, ни социокультурном пространстве. Не был до последнего времени, пока россияне руками бывшего заместителя главы администрации президента Януковича, инициатора диктаторских законов «16 января», политического беглеца Андрея Портнова, не сделали попытку легализовать его в свойственной российской пропаганде грубой форме «массового убийства» и «массовой казне людей в Одессе».
Собственно, проблема заключается не в том, что именно предлагает очередной политический беглец, а в самом факте озвучивания конкретного тезиса. То, что миф про «Одесскую Хатынь» пытаются легализовать в нашем социокультурном пространстве, означает, что в нашем обществе будут пытаться сделать то, что сделали в российском - сформировать новую искусственную групповую идентичность на основе антиукраинских лозунгов и дегуманизировать украинцев.
Таким образом, к попыткам легализации пропагандистских российских тезисов следует относиться серьезно, ибо как показывает практика российской агрессии на Донбассе, они всегда предшествуют убийствам. Ведь как известно, надо верить тем, кто обещает вас убить. А убивать, пытать, насиловать и грабить, как опять же показывает практика оккупации на Донбассе, будут всех - без различия политической ориентации, - сугубо по национальной идентичности. До сих пор не верите? Всмотритесь в лица «защитников новороссии» или почитайте их собственные свидетельства (свидетельства тех, кому посчастливилось вырваться из-под их «защиты» не предлагаю, потому что слишком уж тяжелое чтение)...