Социальная драга
«19-25.06.2020»В разгар нынешнего сексистского скандала с Арахамией и Корниенко многие припоминают представителям медиа-сообщества флешмоб 2018 года, когда после, как им казалось, то ли панибратского, то ли и вовсе сексистского обращения президента Петра Порошенко «Дорогенька» в адрес журналистки Марины Барановской, через неделю в Международный женский день многие из них надели черные футболки с надписью «#Я тобі не дорогенька». Эти невинные, идиллические времена остались далеко позади, и вот сегодня глава правящей партии и глава парламентской фракции правящей партии (оно же в недавнем прошлом парламентское большинство) в прямом эфире называют своих коллег по партии противоположного пола «корабельными соснами» и «бабами рабочими».
При нынешней власти фамильярные характеристики, мегатонны вранья со стороны партийных боссов и, это вообще самое постыдное в этой истории, их оправдание со стороны удостоившихся подобных хамских характеристик дам, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. — Ни футболок, ни флешмобов. Да, в общем-то, если по каждому скандалу, связанному с парламентской фракцией «слуг народа» печатать принты, нужна поверхность побольше. — Никакой футболки, пусть даже самого большого размера, не хватит. Вспомнить хотя бы «Женщины — туристический бренд Украины» или «Вы же не женщина, вы человек серьезный» от президента Зеленского, также не удостоившуюся футболки «тупую овцу» в адрес журналистки от «слуги» Бужанского, или объявление о поиске помощницы с указанными антропометрическими параметрами от другого «слуги» Александра Дубинского... И это только немногие, только сексисткие скандалы, связанные с партией «Слуга народа» за прошедший с президентских выборов год.
Так почему же, кроме как в социальных сетях, подобного рода эксцессы перестали вызывать бурные протесты у общества? Ведь нельзя пожаловаться, что их замалчивают СМИ. К сожалению, благодаря интернету и все более снижающимся стандартам телевидения подобного рода манера общения все больше проникает в публичное пространство, все больше становится стандартом поведения не только социальных низов общества и подвыпивших граждан, но и вроде бы трезвых публичных лиц. Большинство украинцев (да, в общем-то, та же история и с почитателями Трампа в Штатах) не слышит в подобного рода высказываниях ничего предосудительного, меньшинство устало пытаться докричаться до глухих.
Чаще всего принято сваливать подобного рода манеры украинской элиты на социальные лифты, вот уже несколько десятилетий работающие между подворотнями и вершинами власти в турбо-режиме. На поверку же это не более чем устоявшийся миф. «Слуга» Евгений Брагарь, посоветовавший пенсионерке продать собаку, чтобы оплатить коммуналку, аспирант исторического факультета Национального университета имени Тараса Шевченко, который в свое время закончил и я сам. Или, скажем, попавшийся на переписке с проституткой экс-консул в Стамбуле «слуга» Богдан Яременко... Или вот, самый свежий скандал с председателем Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галиной Третьяковой. В отличие от Яременко, счастлива в браке (это если по точно также зафиксированной с парламентского балкона фотокамерами журналистов ее онлайн-переписке с мужем судить). Три высших образования, в отличие от того же Брагаря, многолетний опыт работы в сфере социальной защиты и общественном секторе, статус уважаемого в профессиональных кругах эксперта... — Это приобретенные многолетним трудом авторитет и опыт, это медленное, как и положено, своими ногами восхождение, а не вмиг вознесший, как совсем еще юного Брагаря в Раду, социальный лифт.
И все равно, как какой-то там Кива, несколько месяцев назад советовавший малообеспеченным украинцам ловить воробьев и голубей чтобы прокормиться, Галина Третьякова, ни на секунду даже не задумавшись, что это перечеркнет ее заслуженный годами авторитет и нанесет репутационный урон ее партии, сама выкладывает в сеть видео, в котором ударяется в пещерный социал-дарвинизм образца первой половины ХХ века, призывая принудительно стерилизовать не имеющих работы граждан Украины. Дескать, получатели социальной помощи дают некачественное потомство. И сослалась при этом на Великобританию и Сингапур: «Великобритания в этом смысле очень жестокая по отношению к тем, кто не работает. У них даже когда-то был лорд, заместитель министра соцполитики, который сказал, что тот, кто хочет получить социальную помощь, должен быть стерилизован. Вот такая жестокая политика. Хочу сказать, что очень часто Ли Куана Ю вспоминают, что там очень хороший Сингапур. Ли Куан Ю стерилизовал женщин, у которых не было высшего образования».
Оставив в стороне моральный аспект — о нем в этой связи уже написано много и без меня, позволю в этом месте себе небольшое историческое отступление. Что касается стран Запада, евгеника и правда рассматривалась здесь как средство «улучшения качества населения». Примерно сто лет назад. И в Великобритании вопрос о принудительной стерилизации социально неблагополучных граждан действительно обсуждался... — Но шумная пропагандистская кампания Общества евгенического образования в 20-30-е годы ХХ века, хоть и пользовалась популярностью, в конце концов была с негодованием отвергнута большей частью граждан, Церковью и парламентом. Из стран Запада евгеническая стерилизация еще с начала ХХ века была распространена в Соединенных Штатах. За полвека в некоторых штатах число принудительно стерилизованных доходило до пары десятков тысяч, впрочем чаще всего речь шла о психических расстройствах и преступниках. — Здесь от нее с отвращением отказались после того, как стало известно о нацисткой евгенике в Германии и оккупированной Европе. О которой, думаю, кроме как Галине Третьяковой, остальным не нужно лишний раз напоминать. Более системно евгеническая стерилизация применялась в 1934—1976 годах в Швеции, где в некоторых случаях принудительно стерилизовали лиц без определенного места жительства, алкоголиков и наркоманов, отдельных представителей национальных меньшинств, чаще всего при подозрении (впрочем, не всегда обоснованном) на наличие у них психических расстройств.
Что касается стран Азии (и отчасти Латинской Америки), к стерилизации здесь прибегали исключительно как к средству ограничения рождаемости в условиях демографического взрыва. Скажем, в упомянутом Сингапуре, стерилизация применялась лишь на определенном этапе, когда представителям социально неблагополучных слоев населения после рождения второго ребенка в случае согласия на стерилизацию предлагалась сравнительно крупная материальная компенсация. Да что там, сегодня стерилизация является добровольной, и предлагается в обмен на материальную компенсацию даже в одной из самых бедных и перенаселенных стран мира как Бангладеш.
Что имеем в итоге. С точки зрения опыта Сингапура, Украина во всех смыслах является его полной противоположностью. — Не только в плане отсутствия экономического процветания и реформ, но и с точки зрения демографической кривой, которая в нашей стране столь же резко направлена вниз, как некогда у одного из первых «азиатских тигров» вверх. — Искусственно ограничивать рождаемость в и без того стремительно вымирающей стране, тот еще способ национального самоубийства. Ну а что касается европейского опыта, перенимать политику принудительной евгенической стерилизации от трех четвертей до полувека назад с отвращением отвергнутой как странами Запада, «отличный» способ интегрироваться в Европейский Союз и вообще в Европейскую цивилизацию. — Три высших образования? Многолетний опыт работы в руководстве Пенсионного фонда?! Статус «эксперта» в «Реанимационном пакете реформ»?!!! Простите, да как же с такой кашей в голове эта дама работала в очистке?! Ее онлайн-лекция напомнила мне кухонные разговоры об ограничении избирательного права для получателей социальных пособий, основанные исключительно на просмотре фильма «Звездный десант», снятого по роману Роберта Хайнлайна.
Случай с Галиной Третьяковой тому прекрасная иллюстрация — скорость подъема на вершины украинской политики, не имеет значения. Шаг за шагом, собирая по жизни дипломы и служебные лычки, или вознесшись наверх в один миг, в конце пути к вершине им все так же нечего сказать, как и в его начале. Как павлин в «Приключениях Мюнхгаузена», прекрасная птица, которая должна была бы вроде так же красиво петь, открывает свой рот, ... и в образовавшемся отверстии виднеется то самое дно, с которого ее вознесла наверх... я бы назвал сложившуюся в нашей стране систему формирования политической элиты социальной драгой. Потому что в лифт все-таки можно сесть на любом этаже.