Сокиринцы - украинский Парнас

По дороге до Черниговщины земля становится плоской, и облака на небе тоже выпрямляются, прижимаясь ровными животами к безграничным кукурузным полям. Деревья становятся выше, бабочки и жуки одеваются в яркие цвета разнотравья, воздух тает жаркими ароматами на горизонте сине-зеленых красок. Огромные просторы изредка разворачиваются сонными селами и пышными садами. Там никак не ожидаешь увидеть дворец начала XIX века в стиле ампир*, под зеленым куполом которого 60 комнат, два флигеля и готический мост. Вокруг — старый парк с вековыми дубами и платанами, парадными аллеями и тенистыми тропами, с прудом, который местные до сих пор называют «Панський». Утомленное, но на удивление живое поместье хранит память своих умерших господ — Галаганов.
ПАНСКИЙ ПРУД
История этого рода противоречивая и детективная, она стоит романов и кровавых рассказов. Игнатий Галаган получил село Сокиринцы в свою вотчину вместе с 4 тысячами крепостных за измену Мазепы и поддержку Петра I. Запорожцы прокляли его за погром Запорожской Сечи в 1709 году, который был проявлением благодарности полковника царю за назначение в Чигирин. Говорят, что все поколения мужчин из рода так и не доживали до преклонных лет, а седьмой вообще еще ребенком внезапно и без причин умер в годовщину страшного преступления. Тарас Шевченко по-простому неоднократно называл Игнатия Галагана плохим. Интересно, делал ли он это в разговорах со своим большим другом Павлом Галаганом, далеким внуком полковника-изменника, который исправил немало родственных ошибок? И снова о литературе, как в известном романе Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества», где все мужчины рода Буэндиа носили одинаковые имена, Галаганы взялись называть сыновей Павлами или Григориями, поэтому иногда сложно понять, кто умер, а кто родился.
ПАРК ВОКРУГ ДВОРЦА В СОКИРИНЦАХ
Один из Павлов превратил Сокиринцы в признанный в свое время украинский Парнас**. Вокруг построенного им дворца бурлила культурная жизнь — сын Григорий собрал крепостной театр и хор, в гости к нему приезжал Лысенко и Кулиш, Шевченко и Чубинский. Григорий Павлович основал первое в Украине ссудо-сберегательное товарищество и всячески боролся за права селян-украинцев и освобождение от крепостничества. В память о своем так рано умершем сыне Павле он основал известную киевскую Коллегию Павла Галагана, на открытии которой впервые для широкой публики пел выдающийся украинский кобзарь Остап Вересай.
ДВОРЕЦ ГАЛАГАНОВ В СОКИРИНЦАХ
Во дворце в Сокиринцах есть музейная комната Остапа Вересая. Многие его произведения стали народной классикой, их записывали Лысенко и Чубинский, Эрих Мария Рильке воссоздал образ кобзаря в рассказе «Песня о правде», Шевченко дарил ему свои книги, но в самом начале его просто услышал Григорий Галаган, подарил ему свободу и показал мир.
МАСШТАБЫ СОКИРИНСКОГО ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО КОМПЛЕКСА
История Сокиринцев кажется мне бесконечной, род Галаганов — таинственным и противоречивым, путешествуйте, открывайте # украинские_прекрасности себе и миру!
ВЕРЕСАЙ ОСТАП С ЖЕНОЙ В ВИКИПЕДИИ
Ампир* — как пишет «Википедия» — архитектурный стиль времен Наполеона, для которого характерно обращение к художественным традициям императорского Рима с его стремлением к суровому величию и помпезности, холодной элегантности и обязательным стремлением прославить абсолютную власть военных монархий.
**Парнас — гора в Греции, где до сих пор живут музы поэзии.