Перейти к основному содержанию

Современная украинская женщина в войне с российским агрессором

20 ноября, 15:58

Гибридная война, навязанная Украине российским агрессором, заставила Украинское государство провести решительные и реальные реформы в армии. Одной из особенностей реформирования Вооруженных Сил Украины стала их гендеризация, проводимая по принципам и образцам гендеризации структуры НАТО и в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН №1325 «Женщины, мир и безопасность». Присоединившись к странам-подписантам указанной резолюции СБ, Украина приняла «Национальный план действий по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1325 «Женщины, мир, безопасность» на период до 2020 года», который предусматривает, в частности, расширение участия украинских женщин в решении вооруженных конфликтов.

Обсуждение возможности и необходимости участия украинских женщин в активных боевых действиях против сепаратистов и российских военных на востоке страны в общественном пространстве современной Украины активизировалось после принятия женщинами-военными участия в военном параде, посвященном 27-й годовщине Независимости страны. В украинских средствах массовой информации это событие, как и расширение прав и возможностей службы женщин в ВСУ, в большинстве случаев оценивается положительно. Однако на уровне так называемых «рядовых» украинцев все далеко не так однозначно. Например, общаясь с женщинами-крестьянками Киевской области, можно прийти к выводу, что они воспринимают факт женщины-военнослужащего как трагическую необходимость, объясняя это отсутствием «настоящих» мужчин в современной Украине. Очевидно, на подобные рассуждения сельских женщин наталкивает аналогия с действительностью глубинного украинского села, которое осталось фактически без мужчин. Те же мужчины, которые еще остались там, или уже старые, или же тяжело пьют, поэтому становятся непригодными как для нормальной жизни и работы, так и для войны. К сожалению, значительная доля правды в этих рассуждениях есть.

Интересно проследить, как сами мужчины, которые воюют сегодня на Востоке, прошли через АТО, воспринимают женщину на фронте. Едва ли не самым интересным свидетельством отношения к женщине-бойцу являются сегодня книги, написанные военными корреспондентами [Например: Пророцтво Жанни. Історії українських воїнів. — К.: Військо України, 2018] и реальными участниками боевых действий, у которых есть и рассуждения о женщинах в украинской армии. Так, например, недавно вышла книга активного участника боевых действий на Востоке Украины А. Петрова «Кофе с привкусом пепла» [Петров А. Кофе с привкусом пепла. - Киев: ДИПА, 2018.], в которой автор очень тепло и даже с восхищением их смелостью и настойчивостью говорит о женщинах - участницах боевых действий.

С философской точки зрения происходит процесс преобразования женщин как социальной группы (при всей условности отнесения всех женщин к определенной социальной группе) из объекта в субъект исторического действия и активного актера исторических преобразований. И этот процесс характерен сегодня для всего так называемого цивилизованного мира. Известный украинский философ Сергей Крымский так обосновывал в одном из последних интервью газете «День» возрастание роли «женского фактора»: «Вопрос о том, какие философские основания оценки будущего женского фактора в ХХI веке - это, по сути, вопрос о будущем человечества. Дело в том, что, по современным данным, все человечество движется к тому состоянию, которого уже достигли женщины. Женщина опередила в антропологическом отношении развитие человечества: средняя продолжительность ее жизни длиннее, чем у мужчины, она легче переносит холод, голод, болезни, боль и т.п. Это более устойчивый организм, более устойчивая система. Ведь именно в этом направлении движется антропологическая эволюция. Но дело не только в этом. Я хочу сказать немного о другом: дело в том, что женщина часто была и остается символом витальности, то есть символом жизненности. Это всегда было, имеет эволюционное обоснование, и именно с этой стороны роль и дело женщины будут усиливаться».

Таким образом, усиление роли женщин во всех сферах жизни социумов приводит к определенному перераспределению гендерных ролей. Но возникает вопрос: «Изменит ли массовый приход женщин в общественное, политическое, культурное и т.д. пространство бытия его качество?» То есть, поспособствует этот процесс исчезновению войн, террора, всех видов насилия, которое существует в нынешнем мире? Немало теоретиков феминизма именно так трактовали и до сих пор трактуют процесс массового выхода женщин на арену истории. Однако сегодня самоочевидных доказательств именно таких трансформаций общечеловеческого или хотя бы «передового» отряда человечества - цивилизованного «золотого миллиарда» нет. Вместе с тем видим движение к паритетному распределению общественной ответственности, которое затронуло даже такую «чисто мужскую» сферу, как НАТО (в международном контексте), армию и силовые структуры государства (в украинском контексте).

Что же касается Украины, очевидно, постепенно ей придется переходить на принципы активного взаимодействия и распределения обязанностей между социальными полами (то есть к гендерному распределению), равняясь на одну из самых эффективных армий мира - израильскую. Именно в израильской армии среди всех армий современного мира наибольшее количество женщин-военнослужащих (34% личного состава), которые наравне с мужчинами в случае необходимости становятся комбатантками.

Таким образом, по нашему мнению, достаточно массовый (сегодня украинская армия насчитывает 54 тыс. женщин, около 25 тыс. из которых являются военнослужащими) приход украинских женщин в ВСУ является требованием времени. Тем более что, очевидно, это является одним из средств преодоления постколониального состояния в Украине и усиления противостояния политике путинизма. Развитие гендерной паритетности во всех сферах функционирования социума, в том числе и в Вооруженных силах Украины, является оправданным и необходимым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать