Перейти к основному содержанию

Стивен Хокинг. Мечтатель, который пережил себя

15 марта, 10:30

Писать некрологи во время войны - безнадежное дело. Некролог- это не просто повод сказать хотя бы несколько добрых слов о человеке, следуя бессмертному примеру Марка Твена, но и способ преодолеть, осознать смерть в контексте бесконечного течения окружающей жизни. Несравненно труднее, если вообще возможно, сделать это, если смерть стала обыденностью, если тебя каждый день окружают тысячи смертей.

Но, наверное, именно во время войны, когда тотальный триумф смерти кажется неизбежным, постижение смерти помогает нам сохранить остатки гуманности и остаться человеком. Поэтому и нет ничего важнее безнадежных дел и недостижимых целей. Поэтому мечтатели и романтики так важны для человечества - они не дают нам скатиться в бездну отчаяния и ненависти.

Стивен Уильям Хокинг, британский физик-теоретик, преодолел разрушительную неврологическую болезнь, чтобы исследовать самые сокровенные тайны космоса, и стал всемирно известным символом силы человеческого разума, умер 14 марта в своем доме в английском Кембридже в возрасте 76 лет.

Страдая с 21-летнего возраста от бокового амиотрофического склероза, он был лишен возможности самостоятельно передвигаться и говорить, потому использовал для общения с миром искусственно синтезированный голос. Сила духа и интерес, которые мы называем стремлением научной истины, позволили ему преодолеть приговор, вынесенный болезнью, выйти из почти двухлетней глубокой депрессии, закончить обучение в Кембридже и, наконец, занять должность, которую за 300 лет до него занимал Исаак Ньютон.

Стивен Хокинг родился в Оксфорде, Англия, 8 января 1942 года в день 300-летия смерти Галилея, как он любил указывать.

«Физика всегда была самым скучным предметом в школе, потому что все в ней было так легко и очевидно. Химия была намного интереснее, потому что там неожиданно возникали такие удивительные вещи, как взрывы, - писал Хокинг, - но физика и астрономия давали надежду понять, откуда мы пришли и зачем мы здесь. А я хотел понять глубины Вселенной».

С этим стремлением он получил степень бакалавра в Оксфорде в 1962 году и отправился в Кембридж с целью получения докторской степени.

Но здесь проявилось то, что он позже назвал «этой ужасной вещью». Он отметил еще в своем родном Оксфорде, что становится все более неуклюжим и иногда спотыкается и падает без видимой причины. Тесты обнаружили неизлечимую болезнь, и, по словам врачей, он не мог рассчитывать больше, чем на несколько лет жизни. Однако ему удалось преодолеть период безжалостного уныния и продолжить восхождение к мечте.

В результате он достиг желаемого в 1966 году. Уже несколько лет спустя в Институте астрономии в Кембридже совместно с не менее знаменитым коллегой Роджером Пенроузом он разработал теорему о том, что Вселенная не всегда существовала. Они теоретически показали, что если теория относительности правильна, то вселенная должна была возникнуть из того, что известно как «сингулярность».

В удивительно молодом возрасте, 32 года, Хокинг стал членом Королевского общества. Он получил премию Альберта Эйнштейна, самую престижную премию в области теоретической физики. Он стал научным сотрудником кафедры прикладной математики и теоретической физики Кембриджа в 1973 году, а в 1977-м он стал профессором гравитационной физики.

Во время работы в Кембридже Хокинг поставил под сомнение теорию большого взрыва, которая в то время была принята большинством как специалистов, так и публики. Это принесло ему некоторую скандальную известность.

В частности, он предположил, что никогда не было ни начала, ни конца, но просто произошел переход из одного состояния «вселенной» в другое, обусловленный случайными проявлениями в структуре пространства-времени.

Известно, что Хокинг нередко позволял себе довольно смелые заявления по серьезным космологическим вопросам. Однажды он публично предположил, что если вселенная перестанет расширяться и начнет сокращаться, то время тоже будет двигаться назад. Это заявление стало сенсацией в СМИ. Однако позже он сказал, что передумал.

Не менее скандальными стали его заявления, что люди должны колонизировать другие миры, чтобы застраховаться от высокого риска самоуничтожения, что бозон Хиггса не будет открыт или что искусственный интеллект несет смертельную угрозу человечеству. Балансируя на грани фантастики, он тем не менее придерживался того, что может быть доказано научным методом.

В то же время Хокинг разрабатывал ряд серьезных теорий: создавал теорию черных дыр, работал над теорией струн и исследовал различные аспекты рождения черных дыр.

«Он размышлял о глубоких и важных вопросах по-новому, - сказал Дэвид Спергель, астрофизик из Принстонского университета. - Важным вкладом Хокинга было установление новых способов ответов на вопросы и формулировка математически утонченных способов объединения общей теории относительности и квантовой механики».

Собственно, Хокинг стремился создать так называемую «теорию всего», которая фактически положила бы конец теоретической физике, ответив на все невыясненные вопросы. Несмотря на то, что такие попытки осуществляются уже более 60 лет, до сих пор нет единого мнения даже о том, может ли такая теория быть сконструирована в принципе.

«Моя цель проста, - сказал он однажды, - это полное понимание Вселенной, почему она такая, как есть, и почему она вообще существует». Поэтому большую часть времени он посвятил созданию «теории всего».

Его самый известный теоретический прорыв заключается в том, что он нашел исключения из, казалось бы, неумолимого закона физики: черные дыры на самом деле не черные. Он обоснованно предположил, что субатомные процессы могут порождать тепловое излучение на границе черной дыры, в результате чего черная дыра может потенциально испаряться. Ученые назвали это теоретически обоснованное явление «излучением Хокинга».

Это открытие по большому счету означало, что общая теория относительности Эйнштейна является, в частности, и инструментом для понимания гравитации черных дыр, а также связана с новыми теориями в квантовой механике, описывающими соответствующие субатомные процессы.

В итоге Хокинг стал одним из самых известных популяризаторов науки в мире. Он написал международный бестселлер «Краткая история времени» (1988), где попытался рассказать о своем понимании происхождения и конечной судьбы Вселенной. Он сознательно намеревался написать учебник для массового рынка о совершенно непостижимом предмете.

Среди прочего, в своей книге Хокинг сделал шокирующее читателя, но вполне обоснованное предположение, что наша вселенная может быть не уникальной, что многие вселенные могут существовать вокруг нас. Он предположил, что «космические червоточины» ненадолго связывают эти вселенные с нашей и субатомные частицы могут перемещаться из одной вселенной в другую через них, что объясняет некоторое странное поведение частиц, которая наблюдается физиками.

С помощью синтезатора голоса, контролируемого пальцами на клавиатуре, он выступал с речами по всему миру. Он появлялся в различных телевизионных программах и шоу, включая «Звездный путь» и «Симпсонов», настойчиво пытаясь сделать теоретические вопросы предметом публичных дискуссий, непостижимое - важным, а непонятное - популярным.

При этом он настаивал на том, что его репутация «второго Эйнштейна» искусственная, что она вышла из-под контроля из-за шума, созданного СМИ. «Я вписываюсь в роль гениального инвалида, - сказал он в интервью LosAngelesTimes в 1990 году. - По крайней мере я инвалид, хотя я и не гений, как Эйнштейн. Общественность хочет героев. Они сделали Эйнштейна героем, и теперь они делают героя из меня, хотя и с гораздо меньшими оправданиями».

Иначе говоря, за искусственной героизацией персонажа, часто связанной с вынужденными заявлениями на грани скандала и профессиональной компетенции, мы едва не потеряли героизацию знания - единственного, что делает существование нашего вида более или менее оправданным.

Стивен Хокинг не просто создавал новые знания как ученый, он пытался распространить процесс создания знаний на все общество.

Специализация знания, разрыв между обычными и профессиональными знаниями, который постоянно углубляется, является одной из самых серьезных проблем современного общества. Мы пользуемся плодами научно-технического прогресса, изобретениями, основанными на использовании знаний, которыми не владеет и о которых даже не подозревает большинство населения. Для современного среднестатистического потребителя информации математика сводится к пресловутым «штанам Пифагора» из детской считалки и числу «Пи», которым маскируют ненормативную лексику в интернет-общении. Это приводит к ряду опасных искажений общественного восприятия, которые отражаются на характере социальных коммуникаций.

История жизни Стивена Хокинга - и как выдающегося ученого, и как большого популяризатора науки - в полной мере отражает эту тенденцию. Этот важный урок нам необходимо усвоить.

Другой важный урок более очевиден. Благодаря своему желанию понять, как все устроено, Хокинг прожил гораздо больше, чем ему предсказывали врачи. Стремление к знанию, желание понять непостижимое - это то, что спасет человечество в самой безнадежной ситуации.

«Черные дыры не такие уж черные, как на то указывает их цвет, - как-то сказал Хокинг в научно-популярной лекции. - Это не те пожизненные тюрьмы, как мы их когда-то описывал. Вещи могут выйти из черной дыры как наружу, так и, возможно, в другую вселенную. Таким образом, если вы чувствуете, что находитесь в черной дыре - не сдавайтесь. Выход есть».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать