Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Страна непуганых активистов

"Не надо преувеличивать. Народ Украины не допустит. После Майдана все изменилось"... Этот разговор происходил на одной из пресс-конференций по Крыму, на которые мало кто ходит. Пара камер. Пара журналистов с шаблонными вопросами. И горстка экспертов, которые пытаются донести до общества мысль, что без стратегии возвращения оккупированных территорий, твёрдых и решительных действий не будет сильного украинского государства. Стратегия и будущее в украинском варианте - это одно и то же. В принципе, стратегия деоккупации - это процесс, где путь важнее результата. Просто потому, что освобождение украинских земель предполагает программу конкретных действий и преобразований, которые, безусловно, пойдут на пользу Украине.

Каждый раз на таких собраниях заходит разговор о причинах произошедшего. И каждый раз приходится объяснять, что накануне оккупации Крыма украинского государства на полуострове уже не было. Его демонтировали, растащили по большим и маленьким карманам, уничтожили все те, кто провозглашал свою приверженность каким-то идеалам и ценностям. Идеалам "русского мира". Не суть. Важно то, что те, кто привел на наши земли оккупанта, были искренне уверены в том, что уж они-то стараются ради будущего, во имя чего-то высокого. Уничтожая свою собственную страну, они оказались в оккупации у чужой. Сегодня крымчане могут отрицать, что Крым - оккупированная Россией часть Украины. Но то, что они стремятся покинуть полуостров, продать имущество, выехать на материковую часть Украины, в Россию или за границу, ясно свидетельствует, что они прекрасно понимают, даже если не признаются: Крым - никакой не российский регион. Он оккупирован, наводнён войсками и спецслужбами, разграблен, сломлен.

Если немного "поскрести" пламенного активиста, где-то под слоем лозунгов и высокопарного пафоса всегда обнаружится личный интерес. Вот и тут мой собеседник, сотрясающий пространство гневными речами о том, как некие "они" сдали Крым, а другие "они" корчат из себя жертв в расчете, что некие третьи "они" будут платить за освобождение "не их" Крыма, признался, что сотрудничает с организации такой-то.

Михаил Булгаков говорил, что москвичей испортил квартирный вопрос. Украинских активистов испортили гранты, которые даются не для отстаивания украинский интересов. Уже сейчас в ЕСПЧ исков, поданных украинскими правозащитными организациями против Украины, больше, чем аналогичных претензий к российскому государству-оккупанту. Если послушать украинских активистов, то это именно Украина является основным угнетателем жителей оккупированных территорий. Многие из тех, кто рассказывает о правах, стандартах и идеалах демократии, не скрывают, что Украину, в отличие от России, проще привлечь к ответственности. Прекрасно, не правда ли? Активистская деятельность по контракту. Борьба за все хорошее на договорной основе. Я осторожно высказала замечание, что если не сберечь государство тут, на свободных территориях, "русский мир" не заставит себя долго ждать. В ответ прозвучало то самое: "Народ не допустит".

На самом деле, этот разговор мог происходить и на конференции по Донбассу, и на антикоррупционном форуме, и на правозащитном мероприятии, и на обсуждении запрета российских соцсетей. Люди, искренне уверенные, что "народ не допустит", истово борются с Украиной "ради будущего". Ради какой-то одним им известной Украины, которая может пройти по грязи войны "аки по суху", не запачкав белоснежные одежды "европейских стандартов". Одним им ведомых стандартов, которым нам предлагается просто следовать без всякой поправки на объективные обстоятельства.

"Свобода слова превыше всего", - говорят одни. "Не смейте проверять антикоррупционеров на коррупционность!", - кричат другие. "Страну спасут только повышение социальных стандартов", - увещевают третьи. Непуганые активисты ведут себя так, будто завтрашний день - это уже не их забота.  Над всем этим кружат услужливые информационщики и подкидывают вопросики: "Кому выгодна это война?", "Доедут ли украинские танки до Москвы, если их не будет сдерживать преступная власть?". Страшная реальность теряется в тумане второстепенных смыслов и обманных манёвров. Мы живем в мире имитационной борьбы со следствиями, а не причинами. В такой реальности всегда есть время не думать о последствиях своих действий, не бить на опережение, не пытаться противостоять надвигающейся катастрофе. В таком мире можно заниматься "общественно полезной деятельностью", не наступив на на одну опасную мозоль.

То, что мы получили после трёх лет войны, специалисты называют деморализацией общества. Война, иностранный агрессор, ежедневные обстрелы не сплотили страну. Опасность, которая в естественных условиях приводит к консолидации общества, в наших украинских реалиях является поводом отложить вопросы национальной безопасности на потом. В обсуждении запрета в Украине российских соцсетей среди вороха разглагольствований о свободе слова вы не услышите, что ВКонтакте, Одноклассники и mail.ru заблокированы в рамках экономических санкций против страны-агрессора. Владелец группы Мэйле.ру Алишер Усманов в своём видеообращении к Алексею Навальному признался, что он не пользуется соцсетями, он их "пользует". Вот именно так - "пользует" мозги украинцев, услужливо предоставляя данные пользователей ФСБ России. Активисты утверждают, что это неважно. Что аполитичным украинцам ничего бояться. Но разве нас не должна пугать аполитичность народа, против которого сейчас ведётся захватническая война?

Нас убеждают, что если не вступать в борьбу, то никакой войны и не будет. Так, например, в День памяти жертв депортации на голубом глазу обсуждалось "мнение", а не будут ли проводимые в Украине траурные мероприятия использованы против нас же в гибридной войне? Точно так же в довоенный период звучали опасения, что Майдан не предлагает никаких смыслов Востоку и Югу Украины. "А не приведёт ли это к расколу страны?". Непуганые активисты защищают общество от тех, кто готов его защищать. Защищают яростно.

Нам намекают, что в российском протекторате нет ничего страшного, что если не "майданить", то вполне можно выжить. Нет, нельзя. Порядочный человек не может выжить там, где людей похищают, судят, убивают, где экспроприируют их имущество. Он непременно подаст голос в защиту страждущих. И погибнет. Для человеконенавистнических режимов порядочный человек всегда опаснее партизана-фрондера. Когда мы говорим о необходимости защищать страну, мы должны понимать, что речь давно уже идёт о защите личной безопасности каждого украинца. Задайте себе вопрос: "Я порядочный человек?". Если ответ да, то у вас нет шанса сохраниться в пространстве "русского мира". Каждый день те, кто в упор не замечает войны и опасности уничтожения, нависающей над Украиной, идут в свой последний и решительный бой. Почему? Просто они не верят, что их комфортный мир, лишенный ответственности, может когда-нибудь рухнуть. А если и рухнет - не велика беда. "Защита" жителей оккупированных территорий из тёплого офиса в Цюрихе или Женеве, Киеве или Вашингтоне оплачивается по тройному тарифу.

Что делать в такой ситуации? Поверить тем, кто пережил катастрофу и теперь пытается перекричать хор "блюстителей стандартов". Руководствоваться опытом и не повторять прошлых ошибок. Если бы мы после победы Майдана 2004 года привлекли бы к ответственности чиновников, провозглашавших на Северо-Донецком съезде сепарацию Юго-Востока, если бы информационные ресурсы, разжигающие ненависть к Украине, были бы вовремя закрыты, если бы мы тратили государственные средства на укрепление армии, вместо подкупа избирателей "Юлиной-Витиной тысячей", если бы страна своевременно сделала ставку на те группы, которые боролись на ее стороне, вместо того, чтобы заигрывать с теми, кто работал против нее - возможно, оккупации никогда бы и не случилось.

История не знает сослагательного наклонения. Но для анализа и планирования оно - основной инструмент. Опыт и здравый смысл учит нас, что если мы не сделаем сегодня то, что необходимо сделать, если не защитим страну, если не укрепим государство и не объединим общество общим желанием выйти из этой войны победителями - очень скоро наступит момент, когда нам уже нечего будет защищать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать