Стратегическая экологическая оценка и детальные планы территорий
Разбираемся в тонкостях нового законодательстваОхрана окружающей среды – не абстрактный процесс. Окружающая среда является вещью материальной. И эта материя всегда нужна государству для развития, и, соответственно, защищается она государством на самом высоком уровне. В статье 13 Конституции Украины определено, что собственность (не имеет значения – частная, коммунальная или государственная) не должна вредить окружающей среде. А собственность на все природные ресурсы принадлежит народу. От имени народа распоряжаются ею органы государственной собственности.
Понятие «не должна вредить окружающей среде» – не означает консервацию и отказ от какого-либо развития. А, наоборот, это означает, что при реализации своего права собственности, которое включает право пользования, владения и распоряжения, оно должно осуществляться таким образом, чтобы не вредить окружающей среде. Закономерно, что именно на предварительном этапе еще до принятия решения о строительстве определенного объекта или реализации какого-то другого замысла целесообразно оценить экологические риски.
Рассмотрим, как на практике, благодаря документам государственного планирования, с помощью стратегической экологической оценки (СЭО), предусмотренной соответствующим законом Украины, можно защитить окружающую среду для нынешних и будущих поколений.
Как работает СЭО в контексте градостроительной документации?
Градостроительная документация – это утвержденные текстовые и графические материалы по вопросам регулирования, планирования, застройки и другого использования территорий.
Документация разрабатывается как для национального уровня – Генеральная схема планирования территории Украины, согласно Закону «О Генеральной схеме планирования территории Украины», так и для регионального и местного уровней – Схема планирования отдельной части территории Украины, Схема планирования территории АРК, области, группы районов, детальный план территории и тому подобное.
Очень часто градостроительная документация рассматривается в контексте градостроительных потребностей и преобладает мнение, что такая документация должна разрабатываться только для планирования осуществления застройки территории. Однако градостроительная документация – это не застройка территории!
Градостроительные нужды нельзя трактовать узко и считать, что любой документ по градостроительству должен предусматривать застройку территории, на которую он разрабатывается.
Градостроительство – это прежде всего деятельность по созданию и поддержанию гармоничной среды обитания. Такая деятельность возможна только благодаря прогнозированию развития населенных пунктов, учету потребностей этих территорий в природных ресурсах, расчету необходимости экономического роста, прогнозированию развития транспортной и другой инфраструктуры, расчету возможных негативных последствий для окружающей среды и здоровья людей.
Определение и недопущение негативных последствий реализации детального плана территории возможно благодаря прохождению этим документом процедуры СЭО. Ведь целью стратегической экологической оценки является содействие устойчивому развитию путем обеспечения охраны окружающей среды, безопасности жизнедеятельности населения и охраны его здоровья, интегрирования экологических требований при разработке и утверждении документов государственного планирования.
Кто заказывает СЭО?
Этапы процедуры СЭО при изготовлении детального плана территории (далее – ДПТ), который утверждается районной государственной администрацией (далее РГА).
Процедура СЭО начинается с определения, подлежит ли тот или иной документ государственного планирования СЭО. Такие решения государственный орган принимает самостоятельно. Законом закреплено, что документы, касающиеся градостроительства или схем землеустройства, подлежат СЭО. Таким образом, РГА, планируя разработку и утверждение ДПТ, должна подать соответствующее заявление, в котором указать, что они являются заказчиком процедуры СЭО.
Заявление об определении объема обнародуется путем размещения на официальном сайте РГА с целью получения и учета замечаний и предложений общественности и органов здравоохранения и природы соответствующей области.
Заявление должно содержать информацию, определенную статьей 10 Закона о СЭО, в частности информацию о виде и основных целях документа государственного планирования, вероятных последствиях для окружающей среды, в том числе для здоровья населения, территорий с природоохранным статусом, трансграничных последствиях для окружающей среды, в том числе для здоровья населения; оправданных альтернативах, которые необходимо рассмотреть, в том числе если документ государственного планирования не будет утвержден.
Общественное обсуждение
Срок общественного обсуждения заявления об определении объема СЭО устанавливается заказчиком и не может составлять менее 15 дней со дня опубликования. Государственные органы охраны окружающей среды и здравоохранения на высказывание своего мнения имеют не более 15 дней.
Примеры замечаний, которые могут подавать к СЭО детального плана территории, могут быть такие: общественность может попросить нанести на градостроительную документацию пределы особо ценных охраняемых территорий, территории природно-заповедного фонда, учесть пожелания и потребности местного населения в учреждениях сферы обслуживания, предложить требования к транспортному сообщению, обращению с отходами, предупредить о стихийных бедствиях (лавины, потопы) и др.
Важно отметить, что отсутствие замечаний общественности и комментариев от органов природоохранения и здравоохранения не останавливают процедуру СЭО. Поэтому, если вы проигнорируете этот этап, вы потеряете возможность повлиять на качество будущего документа.
«Генеральный» отчет о СЭО
Собрав все замечания и предложения, РГА готовит Отчет о СЭО, который составляется до утверждения ДПТ с учетом содержания и уровня его детализации, современных знаний и методов оценки информации, перечень которой определен в статье 11 Закона о СЭО. В частности, отчет должен содержать информацию о характеристике текущего состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, прогнозные изменения этого состояния, если ДПТ не будет утвержден, характеристику состояния окружающей среды, условий жизнедеятельности населения и состояние его здоровья на территориях, которые, вероятно, подвергаются воздействию, экологические проблемы, в том числе риски влияния на здоровье населения, касающиеся ДПТ, в частности относительно территорий с природоохранным статусом. Важно отметить, что природоохранный статус – это значительно более широкое понятие, чем территории природно-заповедного фонда. Таким образом, отчет должен описывать и территории экосетей, Изумрудной сети, территории прибрежных защитных полос и тому подобное.
Отчет о СЭО также должен содержать обязательства в области охраны окружающей среды, в том числе связанные с предотвращением негативного влияния на здоровье населения, установленные на международном, государственном и других уровнях, касающиеся ДПТ, а также пути учета таких обязательств при подготовке ДПТ. Например, на международном уровне в контексте защиты территории Карпат следует учитывать Карпатскую конвенцию, если это территория бассейна реки, следует руководствоваться Водной рамочной директивой, если это территория Изумрудной сети, следует руководствоваться Бернской конвенцией, если деятельность будет иметь влияние на изменение климата, Парижским соглашением. На национальном уровне это законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде Украины», «О растительном мире», «О животном мире», «О Красной книге Украины» и др.
Очень важно отметить, что отчеты о СЭО являются своего рода визитными карточками для их исполнителей, ведь закон определяет, что они подписываются всеми авторами (исполнителями) с указанием их квалификации.
Проект ДПТ и отчет о СЭО публикуются на официальном сайте РГА с целью получения и учета замечаний и предложений общественности. Обратите внимание, что это второй раз в одной и той же процедуре СЭО привлекается общественность!
Сообщение об обнародовании проекта ДПТ и отчета о СЭО должно содержать информацию, определенную законом в статье 12 Закона о СЭО, в частности, о предполагаемой процедуре общественного обсуждения, в том числе: дату начала и сроки осуществления процедуры; способы участия общественности (предоставление письменных замечаний и предложений, общественные слушания и т.д.); дату, время и место проведения запланированных общественных слушаний и другую информацию, необходимую для надлежащего участия общественности.
Параллельно с проведением общественных слушаний РГА проводит консультации с соответствующими подразделениями ОГА по вопросам охраны окружающей природной среды и по вопросам здравоохранения.
Завершается процедура СЭОДПТ его утверждением
РГА в течение пяти рабочих дней со дня утверждения ДПТ размещает на своем официальном веб-сайте утвержденный документ и меры, предусмотренные для осуществления мониторинга последствий его выполнения, справки о консультациях и об общественном обсуждении и письменно уведомляет об этом орган Минприроды.
Не учет всех требований законодательства при изготовлении ДПТ приведет к наступлению негативных последствий, которые будут иметь значительное влияние на окружающую среду. К сожалению, таких примеров много. Среди них есть утвержденные ДПТ по строительству курорта Свидовец в Закарпатской области, строительству ВЭС в долине Боржава, строительства ГЭС на реках Закарпатской области. Надеемся, что процедура СЭО вернет ДПТ их цель – создание и поддержание гармоничной жизненной среды и соблюдение экологических требований. А также будет способствовать развитию гражданского общества и Украины.
София ШУТЯК, ведущий юрисконсульт, адвокат ЭПЛ