Свидовец: власть «забыла» о действии некоторых законов?
Отечественные СМИ в последнее время очень часто обращаются к теме строительства курорта в горном массиве Свидовец на Закарпатье. Одни отстаивают преимущества застройки этой территории, другие же предостерегают о ее опасности. Международная благотворительная организация «Экология-Право-Человек» от начала появления идеи по планированию этого курорта призывает все стороны отбросить эмоции и говорить на языке фактов.
Процесс планирования и дальнейшего развития любой территории всегда будет иметь влияние на окружающую среду!
Главная задача тех, кто занимается таким планированием, - объективно оценить все воздействия, риски и потенциальные последствия. Кроме того, нужно всегда иметь план действий на случай непредвиденных ситуаций. Ведь, как ни крути, а за последствия стихийных бедствий или других форс-мажорных обстоятельств будет платиться из госбюджета Украины. А он формируется всеми регионами Украины, поэтому платить за просчеты какого-то чиновника в одной области будет каждый гражданин.
Отечественная правовая система довольно жестко и недвусмысленно регламентирует вопросы порядка планирования территорий. Если речь идет об особо уязвимой местности, то своеобразными указателями являются законы «О Генеральной схеме планирования территории Украины», «О регулировании градостроительной деятельности», «Об архитектурной деятельности», «О стратегической экологической оценке» и другие.
Для того, чтобы понять, что не так с планированием курорта Свидовец, стоит открыть законодательство и поискать ответы на несколько вопросов.
1. Кто имеет право планировать развитие этой территории, какие документы это регулируют?
Главный документ - это, конечно, Конституция Украины. В соответствии со статьей 13 - земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией.
Итак, как видим, собственность обязывает. Но собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу. Все ограничения выписаны в законах Украины «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде», Земельным, Водным, Лесным кодексами, кодексом о недрах и другими.
2. Какие органы власти и органы самоуправления имеют право распоряжаться особо ценными территориями Свидовца?
Речь идет о высокогорной территории Закарпатской области (не путать с одноименным селом на Черниговщине).
Это часть Свидовецко-Покутско-Мармарошского округа Центральноевропейской провинции Европейской широколиственной области. Такое определение дается по геоботаническим характеристикам.
В целом Свидовецкий массив охватывает до 15000 га (150 квадратных километров). Эту территорию планировали объединить в одноименный национальный природный парк. С 1974 года существовал заказник Свидовецкий, который включили в Карпатский биосферный заповедник.
Свидовецкий массив - это горная территория Карпат. Закон «О регулировании градостроительной деятельности» четко определяет, что схемы планирования горных территорий Карпат разрабатываются по решению Кабинета Министров Украины (статья 12).
Таким образом, в ситуации с планированием территории Свидовца решение о разработке градостроительной документации и саму градостроительную документацию должен был осуществить Кабинет Министров.
3. Какими документами нужно руководствоваться при планировании территорий? Что такое детальный план территории и что он имеет общего с охраной окружающей среды?
Детальный план территории - это градостроительная документация, определяющая планировочную организацию и развитие местностей. В свою очередь планировочная организация территории - это рациональное пространственное соединения различных функционально-территориальных элементов (производства, расселения, природопользования), объединенных структурами управления в целях создания и поддержания полноценной среды обитания человека.
Оценка территории с точки зрения программных целей развития общества и соответствующих им нормативов (социальных, производственных, градостроительных и т.д.) позволяет выявить все объективные закономерности взаимодействия различных сфер жизнедеятельности общества и осуществить в процессе градостроительного проектирования моделирование планировочной организации территории.
Так что именно в детальном плане территории нужно описать развитие будущего курорта учитывая его преимущества, сравнить с развитием объектов природно-заповедного фонда, которые планировались на этой территории. Рекреация, которая осуществляется государственными учреждениями НПП, напрямую наполняет местные и государственные бюджеты. В то же время планирование курорта без четкого видения будущих инвесторов ставит под сомнение будущую реализацию их намерений и, соответственно, их целесообразность.
Таким образом районные государственные администрации, которые готовили соответствующую документацию, не имели полномочий разрабатывать и утверждать один детальный план территории по проектированию будущего курорта в пределах двух районов и еще в пределах горных Карпат!
Именно это нарушение было основанием обращения в суд об отмене утвержденных детальных планов территорий. С этой позицией согласился суд первой инстанции. Каким же было наше удивление, когда апелляционная жалоба базировалась полностью на процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая в то время даже не была начата, а суд апелляционной инстанции вынес решение, учитывая процедуру ОВОС, которая ничего общего с ДПТ не имеет. Сейчас дело находится на рассмотрении в Верховном суде.
Почему нарушения закона при разработке ДПТ территории Свидовца пытаются пропихнуть под видом процедуры ОВОС, которую проходит документация по сооружению курорта? Какие риски на будущее закладываются созданием такой незаконной правоприменительной практики? Почему одно нельзя заменять другим? Об этом читайте в следующих публикациях.