Перейти к основному содержанию

Свобода выбора, или Школа навсегда

31 августа, 14:06

В рамках процесса расширения автономии учебных заведений и внедрения принципов педагогической свободы и творчества департамент образования и науки Киевской городской государственной администрации дал возможность школам самостоятельно определять формат праздника Первого сентября и освободил школьников от многолетней традиции обязательных «праздничных линеек». Это решение на самом деле гораздо глубже и интереснее, чем может показаться на первый взгляд, потому что является отражением важных тенденций в нашем обществе.

Когда человек начинает выделять алкоголь среди других продуктов своей диеты, таких как молоко, кофе, компот, в отдельную сущность, начинает конструировать вокруг него специфические мифы, строить отдельную субкультуру – он становится алкоголиком.

Когда человек начинает конструировать мифы и субкультуру вокруг любого явления или процесса своей жизни – он маргинализирует его и из жизни вычеркивает.

Поэтому я считаю вредными массовые стандартные ритуалы и торжества, связанные со школой - от Дня знаний до Последнего звонка. Ритуализация вычеркивает обучение из процесса жизни, чем неизбежно порождает фобии и/или безразличие. Выстраивая ритуальную субкультуру, связанную со школой, мы вытесняем за пределы жизни процесс обучения, заменяем его понятием «учиться», которое в свою очередь сводим к принудительному пребыванию в замкнутой среде учебно-воспитательного заведения с ограничением свободы и прав. Таким образом целью процесса «учиться» становится освобождение от пространства несвободы и вычеркивание этого опыта несвободы из своей жизни, желательно - навсегда.

И весь культивируемый в обществе комплекс ностальгических песенок о «незабываемых школьных годах», «радостных» встречах выпускников, клишированные школьные альбомы, культура рассмотрения которых приближается к дембельским, лишь подтверждают стремление вчерашних счастливых школьников вычеркнуть этот опыт из жизни.

А между тем постоянное обучение - это имманентная черта успешного социально адаптированного современного человека. Тот, кто вычеркивает обучение из своей жизни, вычеркивает себя из жизни. Иногда навсегда.

Поэтому я за то, чтобы помочь детям сделать обучение неотъемлемой составляющей своего мировоззрения и образа жизни, за то, чтобы избавиться от вредных ритуалов, направленных на воссоздание разрушительных стереотипов. Давайте позволим детям быть свободными, так мы спасем наше будущее.

Впрочем, есть еще кое-что, связанное с расширением автономии учебных заведений, реформой образования и нашим будущим.

Непрерывное обучение нужно не только отдельному человеку, оно обеспечивает постоянство и успешность всего общества. Поэтому дискуссии относительно дальнейшего развития системы образования должны учитывать еще некоторые вещи.

Дискуссии последнего времени идут в основном вокруг качества и многообразия образовательных услуг, при этом право на образование - декларируемое конституционное право общества - остается почему-то без внимания. Более того, иногда предоставлением образовательных услуг подменяется право на образование. А это уже не просто неправильно, но и опасно.

Разница заключается в том, что право на образование априори не предусматривает ограничений и/или дискриминации, а образовательные услуги, по сути, являются дискриминационными, поскольку предоставляются на платной основе или с определенными ограничениями. В нашем экономически нестабильном и существенно расслоенном обществе введение дискриминационных ограничений на образование, ценза на право доступа к образованию будет иметь более опасные социальные последствия, чем низкое качество общего образования или пресловутая коррупция в системе образования (и то, и другое, на мой взгляд, сильно преувеличено).

Образование в современном обществе выполняет несколько важных функций: социально-экономическую – подготовка необходимого количества нужных хозяйству специалистов, балансировка социально-экономических процессов через переподготовку специалистов и обеспечение занятости отдельных слоев населения, развитие производительных сил и т.д., социокультурную - сохранение, воспроизводство и развитие национальной культурной среды, обеспечение функционирования социальных лифтов и поддержка элит, коммуникативную – формирование общих идеологических, эмоциональных, ценностных координат, развитие коммуникативной и социальной компетентности людей, структурирование и институализация общества, внедрение нормативов группового поведения.

И если при сведении права на образование к предоставлению образовательных услуг социально-экономическая функция образования почти не пострадает - нужное количество необходимых специалистов будет подготавливаться при любых условиях, то социокультурная и коммуникативная функции могут быть разрушены.

Нельзя спрашивать, зачем людям образование, потому что оно обеспечивает постоянство и стабильность общества. Невежественное, однообразное общество очень уязвимо к социальным вызовам. Это блестяще доказали события последних трех лет: многие отметили, что распределение между сторонниками «русского мира» и европейской Украины проходит не по этническим границам, а по признаку интеллекта и культуры.

Перефразируя известный афоризм, можно сказать: кто не хочет сегодня учить своих детей, завтра будет чистить сапоги чужим солдатам.

Поэтому при дискуссиях о будущем образования следует сосредоточиться не на том, какие услуги надо оказывать будущим ученикам и студентам, на чем можно сэкономить и с кого надо брать деньги, а на процедурах всестороннего и беспрекословного обеспечения права на образование при предоставлении образовательных услуг.

Потому что демократия - это прежде всего и есть процедура обеспечения права. При соблюдении принципов свободы.

Давайте оставим нашим детям право свободного выбора. Сколько бы оно нам ни стоило, стабильность общества и наше будущее того стоят.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать