Перейти к основному содержанию

Торжества и похороны

«26.08–1.09.2021»
26 августа, 20:16

Проект большого герба это зеркало всей государственной исторической политики в Украине за последние годы. Налеплено до купы всего — от невесть откуда взявшейся в уже больше 100 лет как республике короны, традиционных калины с шароварами (эх, вот бы ещё вареников, вишню и хрущей), до льва с двумя левыми лапами (по двум левым лапам видно, что лев этот собирательный образ украинских чиновников), которыми циничное животное на пару с казаком топчется по сине-желтому полотнищу. И без нынешних дилетантов во власти вокруг Печерских холмов всегда хватало людей, которые на государственные символы, да и на всю историю Украины, смотрят как на конструктор LEGO, из деталей которого можно собрать всё, что только взбредет в их, или высокопоставленных заказчиков головы.

Вот и с нынешним президентским указом о Дне украинской государственности, я сперва было подумал, что на Банковой просто спутали Владимиров. Сами посудите. День крещения Руси-Украины, традиционно отмечаемый 28 июля, с которым решено совместить «День украинской государственности», так уж исторически сложилось, приурочен к дате смерти Владимира Великого. — Первый Юбилей Крещения Руси на государственном уровне отмечался ещё во время Российской империи, в 1888 году, так что решение о дате торжеств принималось царским Священным Правительственным Синодом (бюрократическим ведомством, которое начиная с Петра и до отречения Николая ІІ вместо упраздненных патриархов управляло в империи Церковью). Точную дату (да что там месяц и день, с годом, и то проблемы) Крещения не помнили ещё во времена составителей Повести временных лет. Даже год рождения крестителя Владимира, и тот неизвестен. Потому царские церковные чиновники сочли уместным приурочить торжества в честь Крещения ко дню почитания в церковном календаре святого равноапостольного князя Владимира, как это принято и с другими святыми, чаще всего отмечаемыми по дате их смерти. От царского «ведомства православного вероисповедания», а совсем не от Руси, получили в наследство эту немного парадоксальную традицию отмечать годовщину Крещения в день смерти крестителя и мы. Большей частью уже не осознавая, какой смысл несут в себе эти выглядящие такими похожими друг на друга безликие для несведущего даты. Ок, пусть, в силу церковной традиции, это и уместно для по своей сути церковного праздника. Но к чему этот «заупокой» ко Дню украинской государственности?! Чем авторам этой идеи с Банковой так насолил святой Владимир, что вся в формулировке Указа «тисячолітня традиція українського державотворення» воплощена в его кончине? Мне лично в голову приходит только один Владимир, чью смерть стоило бы отметить в контексте украинской государственности. Да вот только, пусть он, как и его великий тёска, тоже далеко не святой, увы, он пока ещё жив.

И это только главный из множества других, не находящих ответа вопросов. Конечно, на традиционных ежегодных эфирах 28 июля я сам многократно говорил, что, в некотором смысле, Крещение Руси и создание в современном, как мы её теперь понимаем, значении государственности неразрывно взаимосвязаны. Потому что Церковь это письменность, а с нею закрепленное на пергамене Право, это многовековая бюрократическая традиция — с одной стороны как образец для копирования способов организации учета и управления имуществом (от княжеского-государственного до частного), так и неисчерпаемый на века источник опытных бюрократов для государственного аппарата. Наконец, когда наскоро сколоченная «империя» Владимира сразу после его смерти начала разваливаться (что бы там на два десятилетия ни собрал вновь Ярослав, к примеру, Полоцкая земля обособилась почти сразу после смерти насильника Рогнеды), лишь две вещи — монопольное право Рюриковичей на власть и общая церковная юрисдикция ещё не одно столетие формально объединяли эти земли. Но, привязав День государственности к Владимиру, авторы указа вычеркнули названную наравне с крестителем «равноапостольной» его бабку Ольгу, или заключавших договоры с Византией Игоря и Святослава, сколь бы несчастливым их опыт управления государством ни был.

Наконец, и это очень важно. Насколько уместно привязывать День украинской государственности к церковной дате — к принятию христианства, коль скоро: а) церковь Конституцией отделена от государства (читал ли нынешний президент Конституцию, вопрос, который с уже третий год я не устаю себе задавать); б) признанные недавно принятым законом коренными народы Украины исповедуют религии, которые, согласно церковной и летописной легенде креститель Владимир с насмешкой отверг?

Часто вспоминаю, как четверть века назад, когда в окружении президента Кучмы возникла идея учредить особую государственную награду «за милосердие и благотворительность», и назвать её в честь княгини Ольги, Администрация президента не побоялась уронить своего достоинства, обратившись за экспертным мнением в Национальную академию наук. А историки напомнили чиновникам о «трёх казнях древлян» — летописной легенде о жестокой мести, которой подвергла Ольга древлян за смерть своего мужа. Так орден «за милосердие» «унисекс» стал нынешней чисто женской наградой (впрочем, формулировку «за благотворительность» они там в длинном списке оснований для награждения всё же сохранили, для души). Это я к тому, что хороший руководитель это не тот, кто всё знает. Это тот, кто трезво оценивает, какими бы они ни были, свои знания и умения, не боится советоваться с экспертами, и перепоручать специалистам. Ну, а если упорно идти своим путём, получается как с президентским Указом: Сначала намечались торжества. Потом похороны. Потом в Офисе президента решили совместить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать