У пана Бога есть план
Первые недели нового года - время составлять (а при наличии аккаунта в социальных сетях - обнародовать) списки дел на год.
Судя по большинству таких сообщений, их - эти планы - никто и не будет реализовывать... Сгонять на уик-энд в Исландию. Записаться в спортзал. Изучить суахили. Сделать ремонт на кухне. Прочитать ПСС Ивана Франко. Найти нормальную работу. Досмотреть до финала «Гражданин Кейн». Расстаться с тем бездельником... Некие письма счастья. На другом конце провода - мы (подтянутые, окультуренные, независимые, слегка уставшие от интересной работы и путешествий) на новой чистой кухне читаем с довольной улыбкой эти списки.
А лучше так: это не письма счастья даже, а капсулы времени, которые направляем себе будущим в 2018 год. Поэтому, как положено для капсул времени, упаковываем в контейнеры самое лучше и презентабельное о себе. Несколько недель в год мы себя любим и в себя верим.
Пару недель в год мечты массово становятся планами.
Еще четыре-пять лет назад где-то 10 января уже могла точно ответить на вопрос: «А что ты будешь делать 17 апреля?». Сейчас (с уже даже не фоновой тревогой) констатирую себе: планировать больше, чем на три недели вперед, я не умею. Точно так же все чаще жалуются мои друзья: думать о будущем нет никаких психологических ресурсов. Даже если под «будущим» имеется в виду «через полгода». Вместо момента, когда ты концентрируешься и задаешь себе программу действий (то есть планируешь), с мыслями о будущем приходит паника и одновременно усталость.
Знакомые чувства? Если так, то мы с вами живем в одной стране, скорее всего.
Помню, как на горячей линии психологической помощи во время Майдана давали единственно действенный и дельный совет испуганным и шокированным гражданам: «Держитесь за рутину». Делайте что-то общественно-полезное, заботьтесь о своих близких, не ломайте привычный график жизни - привыкли ходить за покупками по субботам, так и делайте; привыкли убирать комнату по средам, продолжайте; просыпайтесь утром и идите на работу; мойте окна перед Пасхой. Чтобы выжить психологически, надо сохранить (искусственную) стабильность. И это тогда, когда эти три последних года все насильственно указывает на то, что выжить физически - это значит меняться.
В психоанализе выделяют две, в частности, психологические защиты. Есть такое, когда надо менять ситуацию, а меняем мы себя. И есть, когда надо менять себя, а мы меняем ситуацию. Отличить эти состояния на самом деле очень трудно, разве что по результатам. А главное, что оба они – незрелая психологическая защита. «Незрелая» - не значит «недейственная», впрочем. Вот и составляем эти письма счастья, чтобы доказать себе: наше будущее - под нашим контролем. И пусть этот контроль продолжается хотя бы полчаса, пока будем записывать убедительные действия по самосовершенствованию, чтобы их никогда не воплотить в жизнь.
Я люблю фантазии о будущем. Не о путешествиях во времени наподобие «Назад в будущее» (вы же тоже эту трилогию на праздники пересмотрели?). Не сравнивать 2015 год Макфлая и наш, потому что он чужой для обоих - фантазия с фантазией говорит, не надо вмешиваться. А вот, скажем, «Космическая Одиссея 2001» или «1984» Оруэлла или (ближе) «2017» Славниковой. Когда автор-из-прошлого рассказывает о будущем, которое для нас уже является прошлым или вот-вот им станет. Некие альтернативные версии грядущего. Это тоже своего рода капсулы времени: остается читать внимательно их содержание и радоваться, что не оправдали ожиданий предков. Или каяться, что не оправдали их.
Но - заметьте - такие произведения от нас ничего хорошего обычно не ожидают. Потому что это прежде всего коллективные капсулы времени. Если от самих себя мы еще ждем чего-то хорошего в будущем (складывается такое впечатление), то от человечества - уже давно ни на что достойное не уповаем.
Эта практика - отправлять коллективные послания потомкам - появилась в конце 1930-х. Первую капсулу закрыли и зарыли в 1939-м на Нью-Йоркской международной ярмарке, чтобы открыть через пять тысяч лет. Я не завидую тем, кто будет открывать. Потому что придется поломать голову, отыскивая логику предметов: пакет с семенами рядом с куклой, шпулька нитей вместе с книгой бухгалтерского учета, микроскоп рядом с кинопленкой. И все это под гнетом исторических событий 1939-го. Надеюсь, через пять тысяч лет люди будут знать, что такое сюрреализм и теория случайных процессов.
Или вот еще одна известная капсула времени - Крипта цивилизации. Это тоже в США. Там замуровали целую комнату, полную вещей: от коллекции лучших книг до содержимого ординарной женской сумочки. Продолжался 1940 год. И последние вещи, которые добавили в Крипту, были свинцовые пластинки, из которых печатали газету, где сообщали о ходе Второй мировой. Кажется, тем, кто откроет ту комнату, будет ясно, на чем закончилась предыдущая версия человечества. Потому что все в той Крипте обращено к тем, кто случайно выживет во Второй мировой (хотя и мало на таких надежд).
Это официальные послания в будущее. Их картографируют, хранят, они имеют статус документа. Обратила внимание, что такие «масштабные» капсулы времени чаще всего закладывают в фундаменты зданий или памятников. И почему-то вспомнила о детинце – краеугольном камне в доме, который так или иначе требовал сакральных жертв (даже человеческих - не без того). Положи под детинец что-то значимое - и дом будет стоять вечно. Так и капсулы времени удерживают в себе что-то невероятно значимое, «краеугольное». И это что-то - не наша память, а наше представление о себе, адресованное тем, кто не-мы.
Читаю: по всему миру еще не найдено более пяти тысяч капсул времени. Обычно такие послания создают дети и потом забывают, где оставили «секретики». Это уже не документ, это уже частные письма. Если коллективные капсулы времени это - ночные кошмары становятся реальностью, то индивидуальные - мечты сбываются. Даже если о них на какое-то время забыли.
Адаптируйся или умри, да? Если изменений не избежать, то хотя бы сделай вид, что ты их контролируешь, да? Сделай мечты о хорошем тем, что есть в твоей жизни стабильным, да?
И я себе записываю:
1. Сгонять на уик-энд в Исландию...