Учитель
«Попереду натовпу стояли січові діди: ті, що в битви вже не ходять, а тільки дають поради, на них найкращий одяг (повитягали зі скринь пересипані махоркою шиті золотим галуном кунтуші і боброві шапки, шеврові чоботи), вони були поважні й урочисті, бо й залежало од них найбільше».
Юрій Мушкетик, «Яса»
Запорожская Сечь всегда бурлила своей беспокойной, иногда шумной, напряженной жизнью походов на «басурман» или других обидчиков казацкой земли, подготовки к победоносным сражениям, необузданным весельям. Таким предстает перед нами казацкая вольница в исторических очерках, романах и исследованиях ученых. Впрочем, есть еще одна сторона деятельности славной Сечи, о которой мало известно, потому что не исследовалась ранее всесторонняя многогранность различных воспитательных казацких практик. Имею в виду в данном случае передачу опыта молодым старшими казаками, ту систему обучения, которая была поставлена на высоком организационном и управленческом уровне у запорожцев.
Право на обучение молодых получали самые авторитетные казаки старшего возраста, которые уже «отгуляли» свое в многочисленных походах, оставили должности, но остались жить на Сечи. Прежде всего это были атаманы разного уровня, куренные и паланковые, просто авторитетные воины с большим жизненным и боевым опытом. Их называли «радцами», потому что они могли дать совет практически по любому вопросу, рассказать и показать, как нужно действовать в самых сложных условиях. Называли этих людей сечевые деды и были они по сути Учителями — эталоном чести, мудрости, совести. Их наука помогала молодым казакам впоследствии выжить и победить в бою.
... У каждого из нас есть в этой жизни Учитель. Возможно, не один. Это только к лучшему, ведь каждый этап нашего бытия имеет свой неповторимый «вкус и цвет». От каждого из этих Учителей мы берем часть их мудрости-силы, чтобы со временем передать ее своим преемникам — детям, коллегам, подчиненным.
Но больше всего слово Учитель мы относим к школьной поре, к тем временам, когда каждое слово, сказанное учителем в классе или даже за его пределами, означало для нас больше, чем все остальное в этом мире.
Учитель — это авторитет, уверенность в правоте принятого решения, анализ ситуации и поиск пути выхода из определенных сложностей. В конце концов, это возможность прийти за советом и почувствовать, как прежде, защищенность перед проблемами.
... В начале октября мы традиционно отмечаем День учителя. Пытаемся говорить приятные слова, дарить цветы. Власть традиционно еще и обещает школьным учителям внимание, заботу и рост их благосостояния. Правда, та же власть (хотя и разные персоны) быстро забывает о своих обещаниях, заботясь, на их взгляд, о более важных делах.
В этом году праздник проходит под знаком очередных реформ, начатых министерством образования. Хочется верить в успех этих преобразований и нет желания критиковать искренние (надеемся) намерения. Однако дальнейшее непрерывное сокращение сельских школ, уменьшение благодаря этому образовательно-культурного слоя и даже цифровой цивилизации в самых маленьких общинах, длительное унижение учителей в социально-гражданских статусах и к тому же низкие зарплаты (несмотря на обещания 30-процентного увеличения оплаты труда), ненадлежащее материально-ресурсное и креативно-кадровое обеспечение школ (список можно продолжать) свидетельствует об отсутствии государственного стратегического видения (мышления) перспектив развития первичных образовательных сред и школьного образования в целом как духовно-ментального фундамента формирования сознательного, способного противостоять глобальным вызовам и патриотичного гражданина независимой Украины.
Учитель — это не должность. Учитель — это не клеточка в штатном расписании и зарплатном формуляре. Учитель — это величина даже не государственного, а цивилизационного веса. Это категория личностей, наделенных особым талантом видеть «божью искру» в своих подопечных, независимо от того, находится учитель в школьном классе, студенческой аудитории, научной лаборатории, в поле или цехе производства, а сегодня и за штурвалом БМП или танка. Это ключевой человеческий, чрезвычайно ценный кластер системы государство- и нациеобразования. Если хотите, это философская категория, где ярко раскрывается философия Государства, Общества, Нации, нацеленная на высокие идеалы глобального мирного будущего современной цивилизации.