Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Умер мне отец

25 января, 11:39

Есть книги, которые нравятся с первого же предложения. Свой автобиографический роман культовый хорватский писатель Миленко Ергович начинает с такой фразы: «Умер мне отец». Заметьте, как сформулировано это предложение: не «умер мой отец», а именно «умер мне отец». Как будто отец сделал это намеренно, чтобы досадить сыну. А возможно, чтобы еще раз - уже в последний раз - побороться за внимание своего ребенка, уже давно взрослого мужчины.

Ергович рассказывает о своем отце, именитом сараевском враче, о своем детстве и своей родной стране. Непринужденная и простая, хотя и печальная, история родственных отношений разворачивается на фоне Югославии времен социалистического расцвета, разветвляется на биографии бабушек и дедушек, но также их идей и поступков в непростые времена. Все противоречие мира, в котором рос автор - социалистического равноправия и националистической ненависти, конфликтов вокруг истории и жарких дискуссий о полете человека в космос, фальшивых мессий и открытых призывов к войне - в романе «Отец» предстает неразрывной вязью, фантасмагорией, выпавшей на долю простого человека.

Отец Ерговича покинул семью, и будущий писатель рос под опекой матери и бабушки. Впрочем, отец пытался выполнять свой долг - и раз в неделю навещал сына, приносил алименты, а порой даже забирал его с собой в поездки к больным вокруг Сараево. Конверт, в котором он передавал деньги, стал символом вынужденности этих отношений. Словно отец интересуется сыном только из чувства вины, а также ради репутации порядочного мужчины в обществе.

Неизвестно, как было на самом деле, мы читаем только рассказ сына. Возможно, папа действительно не любил Миленка, а может, и любил, но принадлежал к тому искалеченному послевоенному поколению, которое не умело проявлять чувства. Он еще не знал, что и его сыну придется хлебнуть бедствий во время новой войны, не знал, что в будущем они окажутся в разных новопровозглашенных государствах, разделенных границами и обидами. Со временем сын принял решение отца о разводе, повзрослев, он понял его, но боли от этого не стало меньше.

Богатая деталями, эта книга говорит не столько о политике, как об обычной повседневной жизни. Как садились батарейки в первых переносных магнитофонах, как дети растягивали удовольствие поедая югославское соответствие нутеллы - еврокрем, как крестьяне из окрестностей Сараево приносили врачу взятки в виде домашних мясных изделий и алкоголя. Бесконечной батареи бутылок, которые позже помогли писателю пережить время обстрела города из сербских артиллерийских батарей.

Страница за страницей меняются времена и политические тенденции, уходят в небытие реалии прошлого времени, создаются новые государства, повторяющие ошибки старых, а кроме того, остается грусть маленького мальчика, которого бросил отец. Не только он, но и то, что с родителями связано - родина. С этой грусти, с попытки простить и научиться любить вопреки всему и начинает автор книгу в тот день, когда ему приходит эсэмэска о смерти отца. Ергович пишет искренне, не таясь и не приукрашивая действительность. Пишет так, словно письмо помогает ему залечить раны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать