Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ужасы Украины

76-й офорт Франсиско Гойи «Плотоядный стервятник» («El buitre carnívoro»)

Парень, который втыкает трехзубые вилы в стервятника, один из толпы, который гонится за хищником, желая смерти. Сейчас этот 76-й офорт Франсиско Гойи «Плотоядный стервятник» («El buitre carnívoro») воспринимается совсем иначе. Невольно он является метафорой того, что происходит в Украине. Этот рисунок - один из последних в серии из 82 гравюр «Ужасы войны» («Los Desastres de la Guerra»). Гойя нарисовал их в период с 1813 по 1820 год (возвращение к власти короля Фердинанда VII). Это уже послевоенное время. Однако не менее трагическое и мучительное - время инквизиции, пыток, судилищ.

Но и до этого, неприглядные картины увечья душ, страшные картины ненависти и боли, убийства и пытки, голода и смерти - все это никак не может в сегодняшней ситуации быть о прошлом. Это о настоящем, о здесь и сейчас.

Гойя саркастически подписывает офорты: «Что еще?» «За что?» «И эти тоже», однако ответа на этот вопрос война не дает. Война только убивает и калечит тех, кто сейчас оказался немного слабее, тех, кто оказался не в том месте. Насилие - вот ее язык, цель и способы реализации.

Французы не играли с испанцами, они проявляли всю свою жестокость: насиловали женщин, убивали детей. Но разве это только черта французов? Когда война была хорошей или освободительной? Война, которая несет за собой смерть, не имеет оправдания, а клише «освободительная» - это неудачная попытка романтизировать и оправдать ее.

А после войны всегда идет голод и новые расправы, новые смерти.

Офорт 79 из цикла "Ужасы войны". "Правда умерла". ("Murió la Verdad"). Заключительная гравюра, на которой Справедливость скрывается в тени.

Украина сейчас в огне. Каждый раз новости лишь подчеркивают это: эскалация неизбежна, а возможность диалога все больше омрачается. Трагизм Востока и Юга: семьи разваливаются, потому что дети и родители находятся по разные стороны баррикад, потому что предприятия находятся в беде, а в городах бурлит мародерство. Люди гибнут от рук как «своих», так и «чужих». Пропагандистская машина все больше использует имена мертвых, чем живых. Что это если не ужасы войны ? Не испанской, а украинской. Гражданской (каким бы страшным словом это не было).

Офорт 60 Франциско Гойи: у холма лежат три мертвые женщины, в стороне их оплакивает одинокая фигура. Рисунок называется «Никто не поможет» («No hay quien los socorra»). А поможет ли кто-то нам?

Каждый раз ситуация обостряется. Люди оплакивают свои друзей, знакомых и просто незнакомцев, погибших ни за что.

Разве этот мифический референдум вернет жизни людей? Разве Путин когда-нибудь задумается над тем, сколько людей погибло из-за его амбиций? Что будет делать обеспокоенный Запад? Понимают ли люди, что дальше - смерть? Понимает ли украинская власть, что одной лишь АТО не исправить положение?

С каждым днем ситуация в обществе, в экономике обостряется. Особенно это отразится на Донбассе, который говорит, что всех кормит, но в то же время крадет деньги из банков, грабит офисы компаний и забирает оружие у милиции. Что делать дальше? А дальше - «никто не поможет».

Признание своих ошибок, признание того, что от твоих рук и слов погибли люди - это самое большое оружие, которое может привести к новым потрясениям.

Мы не готовы к этому, но у нас нет выбора. Уже нет.

 

Антивоенную выставку гравюр Франсиско Гойи «Ужасы войны» можно посмотреть в Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (ул. Терещенковская, 15-17) до 25 мая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать