В ожидании языкового прецедента в Кропивницком
Впервые в Кропивницком украинец почти отстоял в суде свое право обслуживаться на украинском языке. Почему почти? А потому, что суд уже полтора месяца по неизвестным причинам не может завершить рассмотрение дела о нарушении языковых прав. Причем осталась только небольшая формальность — рассмотреть заявление ответчика, в котором они признают права клиентов на обслуживание на государственном языке...
Но сначала — предыстория. Более полугода в Ленинском райсуде г. Кропивницкий (Кировоград) рассматривалось дело по моему иску к одной из сети аптек о праве на обслуживание на украинском языке. Как это происходило?
Началось все с того, что в декабря 2016 года меня, жителя Кропивницкого, возмутил отказ провизора аптеки региональной сети «ЯМТ» обслуживать меня на государственном языке. Продавец выразила свой отказ в довольно грубой форме.
Предоставлять книгу жалоб продавец отказалась, сказав, что книги нет. Когда я взял телефон и начал набирать номер полиции, книга «нашлась». Возмутило, что эта особа даже не попыталась хоть слово сказать на украинском, она не считала меня клиентом, а себя — обслуживающим персоналом.
Я не получил никакой реакции на жалобу, а через некоторое время у меня снова возникла необходимость купить лекарства в той же аптеке. Ситуация повторилась, однако руководство заведения не увидело никакого нарушения со стороны своего работника. Тогда я принял для себя решение подать в суд, обвиняя сеть аптек в нарушении прав потребителей.
Подготовить иск мне помогли юристы общественной организации «Независимые», которые уже имеют немалый опыт победных судебных решений в этой теме. После подачи иска суд долго не начинал рассмотрение дела. Первое заседание состоялось в мае 2017 года, через 5 месяцев после подачи жалобы.
На суде представители ООО «ЯМТ» не признали моего права на обслуживание на украинском языке, они наставали на том, что их работники ничего не нарушали. Мотивировали это тем, что у руководства и сотрудников якобы нет никаких обязанностей, однако существует свободное право определять, на каком языке общаться со своими клиентами. То есть на каком языке сотрудник хочет, на таком и обслуживает.
Это противоречит не только здравому смыслу и украинскому законодательству, но и стандартам обслуживания клиентов, потому что клиент всегда прав.
Однако на последнем судебном заседании выяснилось, что в период времени с мая по август у предприятия ООО «ЯМТ» сменились собственники. На судебное заседание в сопровождении мужа пришла новая руководительница фирмы Ольга Король. Новое руководство кропивницкой аптечной сети признало все мои исковые требования и обязалось обслуживать своих клиентов на украинском.
Сеть аптек «ЯМТ» уже ранее засветилась в прессе в монополистском скандале, когда Антимонопольный комитет Украины оштрафовал сеть по продаже лекарств в онкодиспансере по ценам на 54% выше цен в других точках розничной торговли сети. Проверка показала, что сеть аптек «ЯМТ» была монополистам на продажу лекарств и товаров медицинского назначения в онкодиспансере.
Фaктически впервые языковые пpaвa гражданина были защищены в судебном пopядке. Я считаю, чтo это — пpецедент для нaшегo города.
Дмитpий СИНЧЕНКO, ВО «Рух захисту української мови»