Ватная слепота
Роман «Слепота» португальский Жозе Сарамаго написал в 1995 году. Текст книги был адаптирован для кино и театра. А в 2011 году в оперном театре Цюриха в Швейцарии достоялась премьера оперы по этому произведению на музыку немецкого композитора Анно Шраера.
Книга рассказывает о том, как жители города один за другим погружаются в «белую слепоту». Этому нет никаких объективных причин, слепота подобно чуме, затрагивает каждую семью, каждого человека. Кроме одной – жены доктора, глазами которой фактически мы видим все эти ужасы...
Вначале людей, пока их еще немного, помещают в заброшенную психбольницу, чтобы изолировать от общества. Но с каждым днем все больше людей слепнет, а больница уже не в силах удержать слепцов. Не хватает продовольствия, воды, бытовых принадлежностей. К тому же, утратив зрение, люди часто теряют ощущение стыдливости, приличия. Фактически, они гадят там же, где и живут. Люди готовы убивать и насиловать ради пропитания и жилья.
Человечность и гуманность в этом городе фактически исчезли. Люди у Сарамаго не имеют имени, так как это уже не важно. Есть «девушка в очках», «слепец 1», «мальчик с катарактой», «жена доктора» и т.д.
В финале книги мы видим город, в котором тлеют трупы, разбросаны остатки еды. По грудам мусора ходят домашние животные.
Слепота, настигает всех, абсолютно здоровых и милых людей, добрых и злых, отзывчивых и снобов. У нее — нефизическое начало.
В конце книги люди также неожиданно прозревают. Вначале радуются тому, что прозрели. Но, ту мерзость и гнусность, которая с ними произошла за последнее время уже не изменить. Наступает время осознания.
И не смотря на то, что в книге не указано, какой это город, кажется, что это про Донбасс в том числе. «Белую слепоту» вызывает информационное пространство, личные переживания, отсутствие критического мышления. Никто не задает вопросов «почему?», «как?», «для чего?». Есть только односложные ответы «Хунта» и «Наснеслышат».
Люди захватывают административные здания, взрывают каналы и мосты, не задумываясь над тем, что для них самих это грандиозные потери. Во время крушения никто не задумывается над строительством. ДыРа приближает дно.
Слепцы.
Новое так называемое государство крадет у легитимного государства деньги и якобы отдает своим согражданам. Однако, перед этим у этих сограждан они же украли миллионы.
Их так называемое государство – старая заброшенная психушка, где есть свои наполеоны и цезари, однако нет вацлава гавела и шарля де голя. Их герои – это «бородаи», «стрелки» и «бесы».
Нет никого, кто бы мог взять ответственность за регион и вывести его из слепоты. Даже те, кто бы смог это сделать, сегодня находятся не там. Кто возьмется компенсировать вред, который причинила пропаганда, кто сумеет вылечить души настолько, чтобы смогли снова видеть глаза?
К сожалению, эта история – не текст книги, который можно закрыть, перевернуть страницы, отложить на полку или выключить электронную книгу перед остановкой метро. Это наша история, и от нее никуда не деться. Выбираться из нее мы будем очень долго, пытаясь снова завоевать доверие друг друга.
Мне страшно думать над тем, кто будет ее описывать и как. Страшно подумать над тем, кто будет читать эти разделы и к чему он придет в своих размышлениях. Будет ли этот человек слеп или он будет зрячим.
Олег Царев сегодня намерен объявить конкурс на лучший учебник по истории его выдуманной страны Новороссии. Россия уже переписывает учебники, и к началу учебного года российские детки будут изучать историю России глазами Путина.
А кто займется нашей историей, реальной, живой?
Кто знает, как бы читался роман Сарамаго, если бы не история с Донбассом. Вряд ли бы так остро воспринимались новости Ирака и Сирии, революция в Тайланде и эвакуация турков из Ливии. Все кровавые истории одинаковы, как оказалось. Благородных воин не бывает. Тем более, если эта война – криминальные разборки 90-х.