Перейти к основному содержанию

Вопросы крови

«17-23.03.2017»
23 марта, 19:41

В чем согласны большинство написавших об антисемитской выходке Надежды Савченко в эфире NewsOne, она была вполне закономерна и предсказуема. Как бы высоко ни вознесла глупца и невежду судьба, рано или поздно он расшибет себе лоб о еврейский вопрос. Так насекомые летят на лампу или клейкую ленту. — Ничего личного, просто инстинкт. Можно только воздать Надежде должное за ее откровенность. В отличие от нее, другие политики-популисты намного более искушены, политтехнологами и чувством самосохранения приучены, чтобы они там ни думали на самом деле, какого ответа ни ждали бы от них их избиратели, как минное поле, десятой дорогой обходить темы, помеченные флажками принятых в данном обществе табу.

Впрочем, виной всему не только врожденные и благоприобретенные способности самой Надежды. Ведь ее ответ был спровоцирован звонком слушательницы — не провокатора от политических оппонентов или Кремля, а вполне рядовой украинки, одной из многих миллионов, приученных к логике простых ответов на самые сложны вопросы бытия. Тех, кто привык в своих бедах обвинять кого угодно другого — представителей другой национальности, власть, Кремль. Если бы евреев и русских не было, их пришлось бы выдумать. Порой кажется, что и свое государство понадобилось украинцам только для того, чтобы во всех своих бедах можно было обвинить и его.

В этом украинцев от россиян отличает только то, что мы напрочь лишены понятия «доброго царя». Президент у нас лишь первый в списке «злых бояр». Вместо гражданского общества у нас преобладает общество мещанское, обывательское, которое враждебно относится ко всему, что приходит из-за границ узкого мирка дома или семейного клана. А доверять мы склонны только тем политикам, кто говорит на одном с нами языке, воспроизводит в эфир то, что мы говорим на наших кухнях. На самом деле, мы не ищем ответов на вопросы «кто виноват?» и «что делать?», мы ищем подтверждения нашему убеждению, что виноват кто угодно, только не мы, что менять нужно что угодно, но только не меняться нам самим.

«Все плохо», «воруют» — для большинства украинцев это не проблема, которую нужно решать, это точка психологического комфорта, снимающая с них всякую ответственность за происходящее в стране, а заодно и самооправдание, что сами они, пусть и в несравнимо меньшем масштабе, живут по тем же правилам, точно так же ежедневно в большом и малом преступают закон, так же наплевательски относятся к окружающим, к собственным домам и городам, как к ним относится и ненавистная им власть.

Этот образ мышления не чужд и новым лицам, в последние годы пополнившим политическую элиту. Многие недавние герои — равно активисты или журналисты, придя во власть — в Раду или во властные кабинеты, к собственному и окружающих удивлению обнаружили, что единственное, что они умеют, это критиковать власть — любую власть. Политика и государственное управление оказались не то же самое, что эффектный флешмоб или высосанная из подброшенного дружески настроенным олигархом инсайда колонка в «Украинской правде». И они замещают это свое разочарование от собственной некомпетентности агрессивными риторикой и действиями.

С очень средним образованием не напишешь юридически грамотный закон. Зато это с лихвой можно компенсировать громкими обвинениями, блокадами, нападениями, прикрыв ими собственную вот уже в течение трех лет несостоятельность как представителей той самой власти, которую они называют «антиукраинской», которую они призывают свергать. Благо в обществе на это есть немалый спрос — так легче и быстрее набрать очки, так тебя на порядок чаще цитируют и показывают СМИ, чем если ты ходишь на заседания Рады, исправно посещаешь все заседания парламентских комитетов. Ну а если спросят, всегда можно прикрыть голый зад своей некомпетентности цитатой Гавела про «пять лет ошибок», которые лучше «пятидесяти лет саботажа». Вот только что есть их «ошибки», если не тот же саботаж.

Граждане лишь по паспорту, народные депутаты лишь по мандату... Вместо конструктивной оппозиции — молодой, дееспособной альтернативы сегодняшнему руководству страны, прогрессирующая шизофрения. А Савченко, Гришин/Семенченко, Соболев или Парасюк всего лишь очевидные даже для неспециалиста ее симптомы. Что там говорила про иго дозвонившаяся до Савченко Людмила Григорьевна из Кривого Рога? — Будет ей иго. Ширящееся в обществе безумие порождает запрос на смирительные рубашки. А навязывая обществу образ Порошенко как «второго Януковича» можно неожиданно накликать на голову всей страны второго Кучму.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать