Вся власть очередям!
«17.07—23.07.2015»Любят украинцы спорить до хрипоты по любому поводу, и даже без него. Вот и с децентрализацией так же. Одним по политическим мотивам не нравится слово «регион». Другим по тем же причинам подозрительно слово «громада». Оно и понятно, с оглядкой на несколько сотен партий, которые макнули в свое непростое прошлое половину словаря украинского языка. И разве речь только про Януковича или Лазаренко?.. Ну а действительно, как нам теперь называть единицы местного самоуправления, чтобы без каких-либо сомнительных партийных ассоциаций? Бились бы мы над этим вопросом еще долго, если бы не помогли черниговцы, напомнившие нам на прошлой неделе о седых корнях сегодняшней украинской демократии.
Нет, они не заглянули так далеко, как вы было подумали. Ну кто из нас помнит древнерусское вече не то что даже по личному опыту, а хотя бы из школьного курса! Тем более и в те древние времена в Чернигове, в отличие от Киева или Галича с Новгородом, вече особой роли не играло. Я о седой старине в прямом смысле этого слова, о прошлом, которое прекрасно помнят те из нас, чьи виски уже посеребрила седина. Тогда, во времена, память о которых мы сегодня яростно искореняем законодательным путем, советская власть думала, что самоуправление — это советы, парткомы, профкомы, месткомы и товарищеские суды при жеках, тогда как на самом деле народной стихией правила очередь. Именно в ней, а не на работе или дома проводили большую часть времени трудящиеся в городах; именно о возможности приобщиться к этому чуду городской цивилизации мечтали трудящиеся в селах.
В очередях встречались, влюблялись, женились и разводились. Здесь получали и излечивали первый инфаркт и первый инсульт. Здесь рождались и умирали. В очередях обсуждали детей, внуков, мужей, цены, начальство, международное положение, а также кто, где и когда конкретно не стоял. Вы думаете, если вы видели черниговскую гастроль Мусийчука и Лозового, вы видели, что такое драка?! Ха, вы не знаете, что такое драка в универмаге, очередь на очередь! Те из нас, кто привык измерять жизнь виртуальным товариществом социальных сетей, не может даже представить глубину братского соучастия, которое объединяло, которое «сшивало» советский народ в огромную всесоюзную социальную сеть. Очередь не была частью советской системы. Очереди и Советы были настороженно нейтральны друг к другу. В очереди скептически отзывались о советах. Советы внимательно изучали, что о них говорят в очередях. Пока между ними сохранялось шаткое равновесие, Советский Союз стоял. Но вот наступила эпоха горбачевского дефицита, и равновесие было нарушено. Как-то незаметно вся советская власть перекочевала в очереди, а потом вечно пустые полки начала 1990-х похоронили и их.
Что? Вы говорите, что знаете, что такое очереди? Ну разве что прошлым летом вы стояли неделю в очереди на Керченский паром...
А дальше мне было довольно сложно сформулировать. Вот как правильно: «Вся черниговская громада на прошлой неделе собралась в одну большую очередь» или «Зарождающееся гражданское общество Чернигова сформировало 10-часовую очередь за бесплатными наборами демократических ценностей от одного из кандидатов в народные депутаты»? Последний вариант и вправду лучше. Как ни формулируй, все равно снова объединить людей, как и в прежние времена, смогла только очередь. Кто-то, конечно, осуждает, а я бы воспользовался случаем — когда еще весь Чернигов вместе соберется?! Никак не раньше следующих президентских или не дай бог досрочных парламентских выборов. И вот прямо в этой очереди, объявив ее законным представительским органом местного самоуправления, я и сформировал бы институты территориальной громады. У большевиков как было — «Вся влада Радам!»? Ну так у нас будет: «Вся влада чергам!». И, что самое главное, содержание таких органов самоуправления будет обходиться на порядок дешевле прежних. Совсем немного гречки — и очередь, в отличие от нашей Рады, не будет расходиться даже в пик сезона отпусков. Вот объявить бы товарищу Корбану за это полезное нововведение благодарность, выписать специально учрежденный в его честь орден Геннадия Мудрого всех степеней и поставить памятник на родине героя с крестом и полумесяцем как знак равноапостольного служения идеалам демократии...
Нехороший юмор выходит, чернее некуда. Так и видится очередной кинокомикс про Бэтмена, в котором очередной злодей с лицом Геннадия Корбана публично искушает жителей Готэма, чтобы таким образом сделать их соучастниками своего преступления. Как в комиксе, легко было бы повесить всех собак на Корбана и «Укроп» Коломойского... Но разве они главные участники черниговского фарса? Главное действующее лицо гречаной демократии — это украинский народ, в равной степени киевляне, неоднократно обретавшие в гречке мэра Леонида Черновецкого, черниговцы, в лучших народных традициях безразличные к зубам дареного Корбана, жители сотен других городов и сел, где правит злаковое растение, чье появление на наших землях совпало с возникновением у восточных славян первых государств. Спрос рождает предложение, и именно на украинцах лежит вина за происходящее сегодня в древнем городе на Десне.
Киевские раздачи гречки стыдливо прятались в тиши парадных и квартир. Вот и конверты с деньгами за проданные голоса Сергея Березенко не планировалось раздавать в прямом эфире. Так почему же продуктовые наборы от «Укропа» раздаются так, чтобы о каждом из них узнала вся страна, чтобы украинцы имели возможность всмотреться в лицо каждого, кто стоит в этой 10-часовой очереди? Кто-то назовет их обидным словом «люмпен», но вот незадача. На весь без малого трехсоттысячный город не нашлось силы — партии ли или общественной организации, десятка активистов, — которые бы вышли и попытались остановить этих людей. Такое вот умывание рук, которое делает их только грязнее.
То, что происходит сегодня в Чернигове, — это послание, которое обязательно должно быть услышано в Киеве, во всей Украине. И адресовано оно тем из нас, кто не только говорит о реформах, но и что-то пытается сделать для того, чтобы переломить инерцию, влекущую нашу страну в бездну без малого четверть века: «Все, что вы делаете, неизбежно потерпит крах, потому что народу нужны не реформы. Народу нужны хлеб и зрелища». Власть олигархов в Украине всегда держалась на популизме, и вот снова, как толпы верующих к чудотворным мощам, украинцы устремились к заветным кормушкам. Пока черниговцы «насыщаются», у остальной Украины в преддверии местных выборов должен проснуться аппетит.
Но вот ведь незадача. Как и в любой пирамиде, избирательный корм получают только первые счастливцы. На остальных хватает только обещаний. Обещаний снижения тарифов, обещаний повышения зарплат, обещаний забрать у богатых и разделить отобранное между бедными. Впрочем, помимо социальных обещаний, с битой и автоматом на большую дорогу у нас вышел еще и псевдореволюционный популизм. В каждой революции есть силы, которым так и не удается вернуться в рамки закона даже после ее победы. Никакая революция не дает победителям все и сразу, она — лишь шанс для развития, для движения вперед, которое обеспечивается каждодневным тяжелым трудом. Но есть и те, кто вышел под елку на Майдан, свято веря в Деда Мороза, который в конце праздника обязательно раздаст всем непослушным детям подарки. Если подарков нет, значит, революция не закончена, и ее нужно продолжать хоть до бесконечности. Так средневековые лекари, заметив, что при некоторых болезнях помогают кровопускания, стали применять их как общую панацею, похоронив ими даже больше людей, чем болезни, от которых они были призваны их излечить.
В октябре украинцев ждет большое испытание — местные выборы. И то, что нам сегодня демонстрирует Чернигов, убеждает, что украинцы совершенно к нему не готовы. Робкие надежды на то, что децентрализация придаст хоть какой-то импульс реформам снизу, наталкиваются на практически полное отсутствие не то что гражданского общества, но даже гражданского самосознания в жителях областного центра всего лишь в полутора сотнях километров от столицы. Что уж говорить обо всей Украине. Реформы способны прийти сюда только сверху, и то при условии, что удастся где-то найти еще 26 губернаторов Саакашвили. Одно лишь дает нам надежду на благополучный исход. Легкий хлеб политического популизма привлек слишком многих искателей дармовой наживы. Их алчность и эгоизм мешают им объединиться, но они уже уверены в своей неминуемой победе, они открыто бросают перчатку в лицо молодой украинской демократии. А за их спиной в очереди стоит молчаливое и вечно голодное большинство, не осознающее, что причина их бед в них же самих.