Язык, общественная активность и бюрократия
Должен ли появиться в Украине центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере языковой политики? На такой и подобные вопросы искали ответы участники научно-практической конференции «Вопросы языка, дело бытия нации», организованной Черниговской областной организацией общества «Просвита» на базе Национального историко-архитектурного заповедника «Чернигов древний». Проходила она в Международный день родного языка и совпала с 110-й годовщиной основания Михаилом Коцюбинским и другими украинскими деятелями «Просвиты» в городе над Десной. Впрочем, упоминались и недавние события - два года назад столица Полесья лишилась Ленина.
Но нынешняя ситуация в Украине вдохновляет, скорее, на тревожные, чем на победные мысли. В докладах отмечалось – наблюдается определенная потеря актуальности в применении украинского языка - объясняется такое явление войной на Востоке и необходимостью общенациональной консолидации, но это только одна сторона вопроса. Другая - до боли знакомая, о ней сказала Лина Костенко в ответ на аплодисменты во время конгресса украинистов в Черновцах: «Это овации в резервации».
На конференции прозвучало мнение - пренебрежение к украинскому языку привело к сепаратизму. Последнее могу подтвердить из собственных наблюдений - 30 сентября 2013 года, будучи на юбилейном концерте, посвященном 70-летию Луганской филармонии, автор этих строк обратил внимание: во время трехчасового концерта мы увидели и услышали номера на русском, итальянском, английском языках и только один раз прозвучал украинский и то - как чтение стихов. Моего удивления и возмущения таким подходом знакомые луганчане не поняли. Теперь они работают на сепаратистов. Впрочем, какой бы ни была сфера распространения украинского языка, а сторонники «русского мира» (как показала аннексия Крыма и оккупация части Донбасса) пытаются прежде всего именно ее устранить из преподавания в школе - вместе, кстати, с изучением мировой литературы на украинском языке. Добавим от себя - видимо, поняли феномен журнала «Всесвіт», основанного в свое время для продвижения мирового литературного наследия на украинском языке.
Как отмечалось в дискуссии - влиять на ситуацию можно, если сам начинаешь действовать. Собственно, среди предложений отчетливо прослеживались два подхода: так сказать волонтерский, опирающийся на гражданскую активность, и такой, который апеллирует прежде всего к государству, его роли и обязательств перед гражданами. К сожалению, как констатировала преподаватель Черниговского вуза Людмила Зиневич, государственная политика фактически привела к ликвидации кафедр украиноведения в университетах. Дальше больше - теперь выпускающие кафедры сами решают, когда и сколько выделять часов на государственный язык, отодвигая его очень часто на обочину. Удивительно, что подобная практика продолжается дальше. В сложившихся обстоятельствах инициативу может и должна брать на себя общественность. Таким примером, по мнению пани Людмилы, является старт в октябре 2013 года бесплатных украиноязычных курсов, охвативших семнадцать городов, в том числе - Севастополь и Луганск. Для последних оказалось - поздно. Лучше их судьба сложилась в Чернигове, где курсы работают уже второй год. Правда, без государственной поддержки и заметного внимания со стороны власти. И без средств - даже тех, что были обещаны за победу в конкурсе проектов городского совета по формированию бюджета участия. А большой интерес есть - в четыре группы записалось больше ста человек, причем самыми требовательными оказались государственные служащие и ученые. Вопрос вслух - как долго инициативная группа может работать без надлежащей поддержки?
Такого рода и другие языковые проблемы, по мнению руководителя Благотворительного фонда «Нежин» Николая Шкурко, должно решать государство - тогда и общественные инициативы управленческим аппаратом воспринимались бы иначе. Выход он видит в создании Института языка (возможно - развития украинского языка) как органа государственной власти. Основные его задачи: реализация государственной политики и координация деятельности в сфере обеспечения функционирования украинского языка как государственного; осуществление научно-исследовательской работы по проблематике украинского языка. В качестве примера предлагается взять Украинский институт национальной памяти, но не нынешний, подчиненный Министерству культуры, а образца 2007 года - то есть подотчетный непосредственно Кабинету Министров Украины. То есть речь идет о части властной вертикали со своей региональной структурой (правда, построенной весьма специфически - с размещением за пределами Киева и с опорой на известные города областного значения, а не на областные центры). Другие выступающие предложение поддержали, но с уточнением - в любом случае не надо трогать действующих академических институтов, потому что у них свои задачи. Приводились примеры из мирового опыта - французского и словацкого законодательства. В обоих случаях предполагается деятельность контролирующих институтов, а также довольно жесткие наказания за нарушение языкового законодательства. Вместе с тем следует помнить, что подобная политика опирается на различные общественные инициативы, более того - она сама стала ответом на последние. То есть срабатывает такая государственная политика только в сочетании с соответствующим отношением большинства общества и его активностью. Завершилась дискуссия несколько неожиданно - ученый из Луганска, доктор филологических наук Анатолий Зеленько (ныне - житель Нежина) заявил: до сих пор функции такой сочувствующей делу украинского языка институции выполняет газета «День», потому что она серьезная (хотя и не идеальная) и не зависит от ведущих политических сил в Украине.