За пределами ритуальной боли
Нынешние Ритуалы Дня победы — это засохшие кровавые бинты на трупе тоталитарного государства. Ни парады, ни пропагандистские фильмы, ни документальная хроника, ни проплаченные «бессмертные полки» не оживят этот труп. Все участники давно мертвы, почти все. Даже воспоминания и те мертвы, потому что за ними очень часто стоит цензура или же самоцензура. Эта нынешняя война тоже когда-нибудь станет историей, и настоящая боль превратится в ритуальную, а дальше в имитацию. Хотя и сейчас некоторые льют крокодиловы слезы, надежно спрятавшись под юбками своих мужей и сыновей от мобилизации. Еще один воин сегодня погиб, и пятеро ранены. И их родным не до Дня Победы.
Я убеждена, что украинское общество готово отказаться от ритуалов, чья цель — не отдать должное героям и жертвам Второй мировой, а вызвать угрызения совести и чувство вины перед победителем. Когда речь идет о победе, то украинцы — не победители, а «освобожденные». А теперь — «фашисты». И почему-то «фашисты» должны праздновать с «антифашистами», проводя те же зомби-ритуалы. Это — полный трэш и абсурд. И от нас хотят, чтобы мы принимали в этом участие вместе с кучкой маргиналов. Нормальная власть не должна бояться маргиналов, а защищать людей со здравым смыслом и трезвым мышлением. Провести декоммунизацию и дерусификацию телевизионных каналов в первую очередь.
Война, особенно, затяжная, ломает психику человека, доводит до безумия. Это — защита от нечеловеческого напряжения и страха. Наши ребята, которые возвращаются с войны, знают, что это такое. Им нужны ритуалы, которые поддерживают морально: награды, цветы, военные парады. И тем, что на фронте, тоже.
О безумии во время войны никто не пишет. В метрической книге своего села Урож за 1944 год я нашла две жуткие записи. Это было время, когда немцы отступали и со дня на день ждали прихода Красной Армии, зачистки оккупированных территорий. 11 августа Ева Монастырская, вдова Михаила, в возрасте 35 лет зарезалась бритвой.19 сентября Дмитрий Бабий, муж Анастасии, 1887 года, «сжег себя в безумии», как пишет священник. Не все заканчивали жизнь самоубийством, и затем оказывались в госпитале, без шансов на выздоровление. В Добромыльском монастыре в 40-50 годах была женская психбольница. Времена были голодные, злые, и о никаком лечении не было и речи. Это была просто изоляция. Рядом с монастырем есть их кладбище, очень большое, заросшее сорняками. Двое монахов не могут с ним справиться, а местная община не хочет. Местами выглядывают убогие кресты, а над воротами надпись — «Бог знает всех поименно». Все, что могли сделать Добромыльские монахи — установить ворота и надпись над ней. Те несчастные женщины умирали как мухи — чьи-то матери, жены, дочери. Их болезни считаются до сих пор чем-то постыдным для семьи, потому что даже психотравмы отдаются эхом в следующих поколениях. Опытные священники знают, как с этим справиться. Тысячелетние ритуалы направлены на конкретное лицо или группу лиц и не мифологизируют победы или поражения. Однако пиар на жертвах или героях войны — это отвратительно и в конце превращается в фарс, который у психически неустойчивых людей вызывает приступы ярости, как это было вчера в Одессе. Крики «За Путина (Сталина) или «На Берлин» — это тоже безумие, которое в то же время является провокацией. И очень хорошо, что полиция наконец-то начала реагировать на возбудители. Хорошо бы провести психиатрическую экспертизу. Конечно, кто-то нагревает на стандартных сценариях руки и собирает политические дивиденды. Власть не имеет воли прекратить имитацию ритуальной боли и заменить наконец-то День победы на День памяти, поскольку сама является не полностью здоровой. Чтобы было как у цивилизованных народов, которые помнят, а не празднуют. А для этого нужно десакрализировать и декомунизировать историю Второй мировой войны. История не должна травмировать психику, а помочь избежать повторения преступлений в будущем исключительно с помощью достоверных фактов. Наиболее гуманный способ лечения безумия — это зеркало.