Зачем Россия обвиняет украинцев в Голодоморе
В траурные дни памяти жертв Голодомора к уже традиционным «отрицателям», утверждающим, что голод, унесший миллионы жизней, был результатом природных явлений, присоединился весьма пестрый хор «обвинителей». А именно тех, кто, прикрываясь патриотическими мотивами, принялся обвинять жертву, то есть украинских крестьян, в том, что те безропотно позволили себя убивать, в том, что сами, мол голодали, но и сами же убивали. Вопрос: «А кто, по-вашему, служил в карательных отрядах? Не украинцы ли?» должен был показать, что все, что происходило тогда - это внутренняя борьба одной части «общего советского народа» - партноменклатуры - с другой ее частью - мелкособственническим крестьянством. Таким образом, умерших от голода людей попытались сделать виновными в том, что они якобы не поднимали восстаний против произвола власти, «не боролись за свои права». Перед нами новая волна абсурдизации памяти Голодомора. Сам факт трагедии как бы не отрицается. Зато акценты смещаются с преступника и его действий на поведение погибших. После чего делается однозначный вывод: «Раз умерли, значит сами виноваты».
Начнем с того, что Голодомор, как политика уничтожения украинского народа, превращение его в безликую аморфную субстанцию под названием «советские люди» - провалился. Украинцы выжили, сохранились, не утратили идею украинской государственности. Спустя всего несколько десятилетий недавние жертвы вновь атаковали метрополию волной диссидентства.
Во-вторых, те, кто сетуют на недостаточное сопротивление крестьянства, настаивают на том, что искусственный голод - это некая классовая борьба в границах единого государства. Они намеренно умалчивают, что Голодомор - это продолжение колонизации Украины, которую Российская, а потом и Советская империи не прекращали на на минуту. Из высокопарных нравоучений о «несопротивлении народа» выпали тысячи крестьянских восстаний по всей стране и десятилетия сопротивления УПА советским агрессорам. Любые попытки сделать жертву хотя бы частично виновной в произошедшей с ней трагедии - это размывание границ ответственности, приглашение в виктимность.
Если человека ограбили в темном переулке - это случайность. Если он имел обыкновение прогуливаться опасными районами города и светить дорогими украшениями там, где этого делать не следовало - это виктимность. Намеренное игнорирование потенциальной опасности не делает жертву виновной и не снимает с агрессора ответственности за преступление. Но оно точно увеличивает шансы стать жертвой трагедии. Это и называется виктимным поведением.
А теперь внимание вопрос. Разве разговоры о том, что украинцы сами допустили Голодомор, сами принимали участие в репрессиях на уровне руководства и исполнителей, сами не оказывали сопротивление себе же - это не выведение за скобки агрессивной Империи и ее политики колонизации Украины? Разве игнорирование опасности, которая исходит извне и смещение фокуса внимания на, якобы, внутриукраинские противоречия - это не та самая виктимность в классическом понимании этого слова?
Голодомор - это внешняя агрессия, осуществленная руками поработителей и их приспешников-коллаборантов. Абсолютно понятно, что попытки представить Голодомор как результат внутриукраинской классовой борьбы связаны с попытками спрятать факт агрессии Российской Федерации против Украины за разговорами о «гражданской войне» и «восставшем народе Донбасса». Украина - это идея, которую каждое погибшее поколение передавало потомкам. Независимое украинское государство - это некая ценность, которую украинцы хранили и ради которой поднимались на борьбу. По сути, чувство национального достоинства, идея национального возрождения неразрывно связаны с идеей украинской государственности. Одно не возможно без второго и третьего. Ощутить себя украинцем, полюбить украинскую культуру, проникнуться гордостью за украинскую историю невозможно без осознания необходимости существования на карте мира свободной независимой Украины. Голодомор - это только один из эпизодов в многовековом преступлении против украинского народа. Это лишнее доказательство того, что агрессору никогда не будет достаточно захватить украинские земли и сделать их частью империи. Он не остановится, пока сама идея Украины и ее носитель - украинский народ - не будут уничтожены.
Российские пропагандисты используют самые болезненные страницы украинской истории, чтобы ослабить украинскую готовность противостоять захватническим планам соседнего государства. Для того, чтобы идея построения независимого украинского государства не овладела массами, долгие годы транслировалось лживое утверждение, что украинцы никогда не имели собственной страны. Хотя, на самом деле, они никогда не прекращали воссоздавать государственность, каждый раз, когда давление извне ослабевало. Для того, чтобы привить украинскому народу «комплекс младшего брата», транслировался пропагандистский штамп о «местечковости» украинской культуры. Только сейчас, после снятия запретов, лучшие образчики украинского гения возвращаются в национальную культурную копилку из подвалов «спецфондов» и эмиграции. Мы узнаем о расстрелянном Возрождении и о творческом подполье украинцев послевоенного периода.
Для того, чтобы лишить украинцев мечты о победе, в информационное пространство вбрасываются «напоминания» о поражениях. При этом умалчивается, что украинский народ каждый раз выживал, каждый раз возрождался из руин. А значит, каждый раз побеждал тех, кто стремился его уничтожить. С помощью контроверсивных утверждений об отсутствии внешнего врага, о некой вине украинцев в национальных трагедиях, пропагандисты стараются привить народу чувство стыда. Делается это, конечно же, не только для того, чтобы уколоть побольнее. Невозможно поднять нацию на защиту себя, подгоняя ее чувством вины.Еще никто не становился сильнее, сжигаемый стыдом за самого себя. Стыд и вина - это лучший способ обезоружить противника, вынудить его гоняться за собственным хвостом в поисках врагов, потому что это те чувства, которые люди прячут в себе, стараясь переложить ответственность на других, «найти виноватого». Не отсюда ли наше балансирование между «зрадой» и «перемогой» и извечный поиск врагов и мессий? То, что пропагандисты приписывают украинцам в качестве неких псевдонациональных черт - это только реакция на постоянное навязывание ложного чувства вины и стыда.
Способом выйти из виктимности является укрепление в жертве, которая пережила трагедию, чувства собственного достоинства. Осознание собственной ценности и значимости приводит к тому, что человек начинает избегать потенциально опасных ситуаций. На смену вопросу «Кто виноват?» и ответу на него: «Я. Во всем виноват только я сам», приходит вопрос: «А не опасно ли это для меня? Как я могу избежать опасности?». Человек перестает концентрироваться на персоне виновного и начинает обращать внимание на сигналы, которые говорят, что ситуация потенциально опасна. Если продолжать эту аналогию, то национальная гордость украинцев за самих себя может вынудить живых не предавать память павших, а значит - не допускать повторения трагедии. Это как раз то, чего агрессор пытается избежать, вбрасывая в украинские головы псевдонациональные смыслы о коллективной ответственности жертвы за совершенные против нее преступления.
То, что Украине нужно сегодня, что могло бы свидетельствовать о том, что нация пережила Голодомор и вынесла из него уроки - так это гордость. За то, что выжили, выстояли и сохранили себя. За то, что никогда не прекращали борьбу. Нам необходимо научиться гордиться собой, своей историей, победами и способностью подниматься на ноги после страшнейших поражений. Нам необходимо научиться ценить Украину, как общее пространство безопасности для всех украинских граждан. Ценить и защищать ее реальную здесь и сейчас. Тогда зерно идеи-Украины, которое передали нам сотни и тысячи украинцев, убитых империей, которое миллионы жертв голодоморов, депортаций, геноцидов и чисток наполнили своими надеждами на спасение и требованиями справедливого возмездия - тогда это зерно наконец будет вброшено в украинскую землю. Тогда оно прорастет и идея Украины станет державой Украина, которую каждый украинец будет считать своим долгом защищать для собственного выживания.
Голодомор - это итог. Причина - повторяющаяся раз за разом трагедия утраты украинцами своей государственности. Для того, чтобы мы не задумались, как не допустить повторения этой трагедии, нам навязывается тезис о необходимости восстаний голодных против сытых. В этом и заключается ложь. Так пропагандисты пытаются увести внимание украинцев от единственно верной стратегии - борьбы украинского народа против тех, кто пытается отнять у него наследие предков - независимую Украину.