Законы физики
Часто, когда разговор касается школьных воспоминаний, появляется одна общая черта для многих - особенный учитель физики. Такой был у моей мамы, у меня, у соседа с третьего этажа, и, вероятно, у вас тоже - и все это разные люди. У моего, например, было острое чувство юмора и одновременно невероятное чувство такта. Еще он умел рассказать о сложном просто и открыть всю сложность простого. Он показывал фильмы о планетах, демонстрировал прирученную молнию в стеклянной банке и с легкостью разбирал на винтики вселенную, давая нам подсказки, как собрать ее снова. А как-то в одиннадцатом классе предложил бросать в копилку копейки за опоздание - насколько опоздал, столько и кладешь. Ребята, которые уже чувствовали себя кавалерами, показательно бросали гривны и так на праздник последнего звонка физик вернул нам серьезную сумму, которая как раз пригодилась в тот день.
Он преподавал еще и астрономию. Мне, человеку очень земному, трудно назвать этот предмет любимым. Положение небесных тел и движение их в пространстве давались мне сложно, но авторитет отличницы не позволял писать контрольные на тройки. Поэтому во время одного из таких испытаний я аккуратно подглядывала в книгу. Учитель, привыкший к моим разумным ответам на физике, совсем не ожидал такого поведения и дважды спросил: «Кто это смотрит в книгу?» И где-то с третьего раза, незаметно подоспев, он закрыл эту книгу с моей рукой между страницами и остался стоять, легко прижимая сверху книгу, а в ней - руку. Собрав всю милость в кучу, я посмотрела на него с немой просьбой - отпустите руку, дайте дописать. А учитель улыбнулся и сказал просто, как по законам физики: «Если ты не подглядывала, то и руки твоей здесь нет. Пиши, а не отвлекайся». Так я и писала работу, с одной рукой зажатой между страницами нужного пункта.
На днях двое мужчин за соседним столиком в кафе громко вспоминали университетскую юность. Оба закончили радиоэлектронику и жаловались, как быстро все меняется в этой области. То, что изучил на первом курсе, уже устарело к третьему. И вдруг один из них говорит: «Поэтому я учил не так радиоэлектронику, как физику. Изучил основные законы и все, тысячу лет ничего не меняется, всегда будешь прав». Дальше я уже не слушала их разговоров, а думала, насколько легче живется физикам. В то время, когда мир меняет наши законы ежеминутно, законы самого мира остаются неизменными. Физики это знают, поэтому, наверное, они такие особенные, вот вспомните своего учителя...