Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Записки из-за линии фронта. Мордор – обыкновенный

Чтение табличек и надписей на стенах, рассматривание реклам и граффити может сказать о городе намного больше, чем любая архитектура.

* * *

ГОСТЕПРИИМСТВО ПО-МОСКОВСКИ

Доска объявлений района Щукино. «Убирайте за своей собакой», «Воспитывайте детей, начиная с себя». Одна из самых заметных бумажек напечатана густым черным шрифтом:

«Уважаемые жители района Щукино!

В Северо-Западном административном округе города Москвы при префектуре открыта «горячая линия» по вопросу выявления фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации, мест осуществления трудовой деятельности, а также мест проживания иностранных граждан и лиц без гражданства». Указаны телефон и электронный адрес.

Интересно, насчет меня уже позвонили?

* * *

МОРДОР-ШОУ

Магазин «Настоящий мясной характер».

«Чебуречная СССР». Желтыми буквами по красному, наверху пририсованы Мухинские рабочий с колхозницей.

Афиша. Фотография Спасской башни. Текст:

«Власть — советская.

Столица — русская.

Партия — коммунистическая.

Депутат — народный».

Другая афиша. Бородач на мотоцикле. Текст:

«8 — 9 августа. Севастополь. Триумфальное байк-шоу. Кульминация 8 августа в полночь... МОРДОР...»

* * *

МНОГОРАЗОВЫЙ МУРАД

Распечатанное на плохоньком принтере объявление в окне районного штаба ДНД: «Разыскивается террорист-смертник Мусадов Мурад Мусаевич» — с портретом и с паспортными данными.

Смертник — тот, кто уже взорвался и наделал беды, правильно? Если он не взорвался — то какой же он смертник? Или он взрывается регулярно, а ДНД, МВД и ФСБ его поймать не могут? Тогда так бы и сказали.

***

БЛАГОДЕНСТВИЕ

На станциях метро «Киевская» Арбатско-Покровской и Кольцевой линий — пышные мозаичные панно о счастливой Украине в составе СССР. Дороговизна и чудовищность этого «сталинского барокко» так и бросаются в глаза: едва сошел с поезда, тебе тут же передали необходимое послание — ты благоденствуешь, он благоденствует, она благоденствует, мы благоденствуем. Непонятно возмущение тех, кто раздосадован обилием подземной рекламы. Это метро с самого начала строилось как один гигантский рекламный стенд (самый гигантский, как любят писать в Москве), просто раньше там рекламировалась одна большая ложь, а теперь — много маленьких неправд по сходной цене.

* * *

ПЯТЫЙ ВЫРЫВАЕТСЯ ВПЕРЕД

Первое, что вижу, выйдя на Новый Арбат — бигборд «Вернули Крым, вернем и Москву без пробок. Шумский собирает подписи». Рядом с надписью — самодовольная откормленная физиономия, очевидно, Шумского собственной персоной. Мне это «Шумский собирает подписи» напомнило дурацкую шутку времен моего детства.

Подходишь к кому-нибудь неосведомленному, спрашиваешь невинно: «Хочешь посмотреть фильм «Пятый вырывается вперед»?», и если да, то складываешь известную комбинацию из трех (на самом деле всех пяти) перстов, в которой большой палец действительно вырывается вперед на добрых 2, а то и 3 сантиметра при достаточной ловкости автора.

Москву без пробок, говоришь? Фигушки. Скорее уж Украина вернет Крым (и таки вернет).

* * *

«РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВЕДЕТ БЕСЧЕЛОВЕЧНУЮ ПОЛИТИКУ»

— Ныне российско-украинские отношения пребывают в наихудшем состоянии за весь период после распада СССР. Что в такой ситуации могло бы сделать российское киносообщество и, в целом, интеллектуальный класс России?

Алексей МЕДВЕДЕВ, арт-директор кинофестиваля «Послание к человеку»:

— Какие-то необратимые процессы идут, и ничего с этим поделать нельзя. Как ни заявляй, что ты не поддерживаешь Путина, что занимаешь самостоятельную позицию, ты все равно являешься частью страны, которая ведет необъявленную войну против Украины. Стопроцентно корректный выход из этой ситуации мог бы быть связан только с серьезным и жестким гражданским активизмом и закончился бы либо скорым отъездом, либо тюрьмой.

Что я для себя считаю нужным делать — сознательно стараюсь поддерживать отношения со своими украинскими друзьями, высказываю свою позицию при первом удобном случае на вверенных мне фестивалях — настаиваю, чтобы показали, например, «Майдан» Лозницы на том же «Послании к человеку». Мне пока никто не возражает. Если не получится, то это будет еще одним неприятным симптомом и серьезным поводом для того, чтобы предпринимать какие-либо иные действия.

Что я еще могу делать? Вот, заказал книги для Олега Сенцова в Лефортово. Позвонил в «Библио-Глобус»: «В Лефортово доставляете книги?» — «Да-да, мы доставляли уже Ходорковскому». Смешно — но в то же время горькая и печальная история.

Виктория СМИРНОВА, кинокритик (Санкт-Петербург):

— Могу только присоединиться к тому, что сказал Алексей. Наша ситуация раскручивается по модели тоталитарной машины, которая не может остановиться, а, напротив, сама себя воспроизводит. Совершенно очевидно, что в нынешней системе координат откат назад невозможен. Мы — надо отдать себе отчет — летим в пропасть. Мы прошли ту точку невозврата, в которой ситуация могла измениться. Сегодня квантовая механика не работает. Работает исключительно прямолинейная причинно-следственная связь. Я как раз вчера думала о том, что с введением закона, который практически любую активность в социальных сетях приравнивает к экстремизму, ты каждый день должен будешь выбирать, что и кому сказать.

Безусловно, вся эта ситуация даже не двойных стандартов, а откровенной лжи и агрессивной, фашистской, по сути, пропаганды, для меня неприемлема. Как частный человек я занимаю позицию честного разговора с друзьями, с людьми, с которыми общаюсь, по возможности поддерживаю все нужные внешние связи. Моя гражданская активность сосредоточена в социальных сетях. У меня нет другой платформы. Если... Впрочем, в категориях «если» в России говорить страшно. Ты не знаешь, когда за тобой придут. Если еще месяц назад я думала, что такое невозможно, то сейчас понимаю, что да, очень возможно. Вот самое страшное. А на официальном уровне — все спокойно. Просто такое дежа вю 1937 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать