Завтра и никогда
Время от времени в своем развитии человечество продуцирует технологические изобретения, которые провоцируют столь мощные революционные изменения, что требуют системных и глобальных социальных трансформаций.
Мы уже проходили через это во время неолитической и индустриальной революций, и теперь снова воспроизводим этот путь, который сопровождается социальными и экономическими потрясениями, кризисами, конфликтами, что в конце концов должен закончиться формированием новой реальности - социальной, гражданской, экономической и политической.
Так, как было - уже никогда не будет.
Это трудно принять и почти невозможно осознать, но это лучше всего описывает текущее состояние реальности.
Человеку трудно жить в период системных трансформаций, потому что обычный, «нормальный», здоровый, взвешенный человек в обычных условиях не очень приспособлен к изменениям, и будет пытаться оказывать им сопротивление. И как бы ему правильно не объясняли их неизбежность, необходимость и полезность, он будет из последних сил цепляться за мнимую «стабильность», проявляя склонность к принятию нерациональных аргументов в защиту от изменений, выискивая несуществующие аргументы и неопределенности в системах рациональных доказательств, становясь уязвимым к манипуляциям.
Наш механизм восприятия нового, среди прочего, базируется на изменении внутреннего масштаба времени: если то, что вчера казалось незыблемым, сегодня уже кажется забытым анахронизмом, а то, что вчера выглядело невозможным, сегодня является общепринятым, то для того, чтобы смириться с изменениями и принять новое, приходится менять восприятие времени, представлять, что изменения происходили не мгновенно, а в течение длительного периода.
С одной стороны, это позволяет адаптироваться к быстрым изменениям, отдаляя их в воображаемом времени, но с другой - искажает масштабы времени и не позволяет адекватно оценить исторический контекст.
«Я настолько старый, что курил в самолетах», - говорим мы, пытаясь растянуть во времени кардинальные изменения в экологической политике, произошедшие за последние 15-20 лет. Но в то же время часто можно слышать заявления: «все мы родом из СССР, все были октябрятами-комсомольцами-коммунистами, имеем общее прошлое, как мы можем это забыть, мы же все одно и то же», - которые как-бы нивелируют тридцатилетний исторический период, потакая попыткам закрыть глаза на драматические изменения.
От человека, оказавшегося в мучительном водовороте кризисных социальных трансформаций, не стоит требовать четкого и продуманного «видения будущего». Инстинктивные действия, поступки, основанные на поведенческих паттернах, присущих локальным традиционным сообществам, являются вполне нормальными в таких условиях. И обычно они способствуют выживанию и построению новых, адаптированных к трансформированному состоянию, сообществ.
Настоящей проблемой является не отсутствие «видения будущего», а ситуация когда вместо него манипулятивно используют искусственно реконструированное прошлое, фальшивый «золотой век». Тогда стремительная эскалация конфликтов, углубление кризиса, и как следствие - социальная деградация и упадок становятся почти неизбежными.
В интервью боевиков незаконных вооруженных группировок на Донбассе лейтмотивом проходят несколько тезисов. В частности, противопоставление представлений о «золотом веке» и текущего состояние: «кто вы? вонючие хуторяне с телячьей мовой! А мы - потомки великой страны, которую все боялись и уважали», или:«ты вспомни: мы все - одинаковые, мы все вышли из одной страны, все же были пионерами, комсомольцами, там, на субботники ходили на демонстрации, как бы ни жили, а были счастливы, и никто никого и ничего не делил, всем всего хватало, все когда-то были одним целым, одной страной, одним народом, как бы братьями, как хорошо-то было, какие песни были, какие праздники! Как за столом сидели, как гуляли - помнишь? Куда все делось, кто забрал, кто украл все это?».
Это представление об искусственно сконструированном, мифическом «золотом веке» и определяет специфическое «видение будущего», основанное на агрессивном желании «отменить изменения», «сделать как было»: «мы обязательно победим и все вернем, все. И тогда все сядут за большой стол, как прежде, и выпьют за победу, и все будут о нас помнить и нас уважать, как всегда было, как надо... а о вас все забудут и будут смеяться как с дурачков... ». Авторы этих слов не дожили до «победы», что, собственно, и позволяет мне их цитировать.
Именно этим - «сделать все как было», насильственно вернуть вымышленный «золотой век» - и мотивированы боевики, которые едут убивать нас из разных социально деградированных, а потому лишенных укоренившихся традиций уголков бывшей «империи». Мнимой империи «советской», «российской», «православной», «славянской», «казацкой» и т.п. - там большое разнообразие образцов «золотого века» на любой вкус и цвет.
Но на самом деле их апологетов объединяет другое - вполне понятный страх перед неизбежными изменениями и мотивированая маргинальным ресентиментом тяга к неструктурированному насилию: «всех здесь надо забить в землю по самую глотку, без сожаления, без перемирия, без разговоров... может, мы и не победим... но мы и вам сукам, жить не дадим... будете годами кровью харкать, гнить здесь, срать кровавым поносом, за все, за пацанов, за каждую каплю... потому что когда взял в руки оружие - дороги назад уже нет: или мы, или они...».
Так это работает: агрессивный отказ адаптироваться, принять то, что так, как было - уже никогда не будет, манипулятивные попытки выдать искусственные мифологизированные реконструкции прошлого за «видение будущего», приводит лишь к углублению кризиса и эскалации конфликтов, к увеличению жертв, к деградации и гибели целых сообществ. Это - реальность нашего времени, эпохи глобальных социальных трансформаций.
«Завтра» обязательно наступит. Но наступит ли оно для нас, зависит от того, не перепутаем ли мы его с несуществующим «позавчера».