Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Здоровье как свобода

31 декабря, 16:07

Известный историк и публичный интеллектуал Тимоти Снайдер недавно опубликовал новую книгу, которую молниеносно перевели и издали (Павел Грицак и издательство «Човен») в Украине. Книга называется «Наша болезнь. Уроки свободы из больничного дневника» и совершенно не похожа на все предыдущие книги автора. Дело в том, что она посвящена болезни Снайдера, которая неожиданно дала ему возможность проверить на себе действенность медицинской системы и задуматься о здоровье как части свободы.

История такова: в конце 2019 года немецкие врачи не заметили у Тимоти Снайдера проблему с разорвавшимся аппендицитом, который заразил печень и кровь, но этого не заметили уже американские врачи. И господин Тимоти прошел через весь ад, которым является медицина для обычных людей: приемное отделение, игнорирование и ощущение, что никому до тебя нет дела. А тем временем сепсис мог привести к смерти ...

Снайдер прав в том, что мы всерьез задумываемся о здоровье только тогда, когда начинаем его терять. И во время своей болезни записывает в дневнике несколько глубоких и тревожных мыслей не только о слабости человеческого тела, но и о слабости общества. Говорит о том, что больной и незащищенный человек на самом деле не является свободным, поэтому здравоохранение - одно из основополагающих прав человека. Констатирует неравенство в доступе к этому праву, царящее в США: богатые имеют лучшую охрану здоровья, чем бедные, на белых обращают больше внимания, чем на афроамериканцев, слово мужчин в медицинской сфере весомее, чем слово женщин. И более того - коммерциализация системы здравоохранения заботится не о пациенте, а о прибыли, уважает не врача, а рекламу.

Собственно говоря, эта книга интересна именно с точки зрения частных наблюдений за работой медицинской системы в США. Будничные записи Снайдера о том, как мобильный телефон мешает медсестре делать свою работу, а врача доискаться невозможно, даже находясь в критическом состоянии. Эти записи значительно более интересные, чем точные, но достаточно пафосные выводы о системе здравоохранения. Сравнение американских больниц с венскими позволяет Снайдеру показать, что может быть и иначе, что самая мощная держава мира - это еще не гарантия того, что и медицина в ней будет лучшей.

Украинцу читать эту книгу иногда даже приятно. Потому что мы привыкли критиковать свою медицину на чем свет стоит, считать ее худшей, а себя - только жертвами. Но когда читаешь Снайдера, невольно осознаешь, что не все у нас так плохо. И получаешь прививки от наивной веры в то, что страховая медицина сказочным образом решит все наши проблемы. Нет! А еще я вспоминал рассказы своих знакомых украинцев из диаспоры, которые через десять лет жизни за границей вдруг начали говорить о том, что в Украине система здравоохранения хоть и коррумпирована, но работает, зато в некоторых успешных странах визита к врачу приходится ждать месяцами. Как тут не вспомнить и о том, что американские друзья удивлялись, что Снайдер в критический момент не обратился к «блату» - звонкам влиятельным знакомым, которые могли бы приструнить весь медперсонал и заставить обратить внимание на своего известного пациента. Как это знакомо ...

Словом, книга очень познавательная, читается легко и быстро. Правда, при чтении преследует ощущение, что это не книга, а просто длинная статья, лонгрид - и трудно сказать, надо ли было ее растягивать до невозможности, добавляя предисловие, пролог, введение, заключение, эпилог, благодарности и замечания. Иногда лучше, когда статья остается просто статьей, а лаконичность только усиливает силу ее основной мысли. Кроме того, чрезмерная эмоциональность в критике США и Трампа книге больше вредит, чем добавляет - мы же любим Снайдера как более рассудительного ученого, а не лихорадочного публициста. Хотя, впрочем, эта книга хороша как итог именно 2020 года - и пусть у нас больше не будет ни поводов к таким книгам, ни таких лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать