Зеркало и языковая шизофрения
Одним из самых гуманных способов лечения шизофрении в древности было лечение зеркалом. Пациента ставили перед зеркалом, и он виделсебя там таким, каким его видели другие. Иногда это помогало. В юности, когда я перевелась в Киевский университет и впервые пришла на лекцию, то пришлось уточнять, украинская ли это филология. Девушки на меня посмотрели удивленно и сказали, что да. «Тогда почему вы говорите по-русски?» - спросила я. Это были такие же, как я, провинциальные девушки, только я была с Львовщины, где студенты общались только на украинском. На мгновение я стала для них тем зеркалом, в котором они увидели неестественность своего общения. Больше они в моем присутствии не разговаривали на русском. Девушка из Харьковского университета, которая перевелась тогда тоже, вбила второй гвоздь в гроб общения на русском. Теперь все в группе щебетали как соловьи, нам было очень комфортно. Но как они разговаривали на улице, не знаю. Приближался конец брежневской эпохи. Сейчас ситуация гораздо хуже. Не мне вам об этом рассказывать. Но появились принципиальные и закаленные бойцы за языковые права, которые почувствовали, как это унизительно, когда от тебя в магазине, в учреждении, на работе требуют общения на русском, потому что не хотят выучить государственный. Они делятся в соцсетях опытом, и ни для кого не секрет, что на юге тотально русифицированное население, а сегмент украиноязычности - крошечный и почти законспирированный. И тебя могут даже побить за то, что ты обращаешься на государственном языке. Мир абсурда. Как такое может быть вообще?
Языковед Юрий Шевчук, родом из США, назвал этот абсурдный и недопустимый билингвизм очень образно - языковой шизофренией. Он поставил перед ураинцами зеркало, и многие начали плевать в него, потому что увидели себя. Начали говорить, что зеркало кривое, откуда иностранец может знать реалии бытия в Украине, и выбор языка определяется ситуацией (выгодой, ленью, толерантностью, вежливостью). Хотя еще в 70-е годы эмигрант Леонид Полтава написал аналитическое исследование о внешнем вмешательстве в систему украинского языка. Это были брежневские времена, однако до сих пор даже интеллектуалы не осознают двух крайне важных моментов: что без украинской диаспоры Украину давно бы уже раздавили и что взгляд со стороны и издалека охватывает значительно больше. Если художник смотрит на село из космоса, то он определяет его координаты в мировой культуре и никогда не станет обвинять культуру прошлого в провинциальности, считая ее отсталой и примитивной. Кстати, ненависть к крестьянам, которые не воспринимали коммунистических идеалов, была чрезвычайно агрессивной именно у создателей марксизма-ленинизма, которые прямо называли крестьян «навозом». И Голодомор в Украине 1933 года является тому подтверждением. Уничтожение украинских крестьян как носителей национальной и языковой идентичности продолжила теперь олигархическая диктатура, отсекая их от благ цивилизации - дорог, медицины и образования. И конечно - культуры.
Для кого-то зеркалом стала война, но его быстро испачкали защитники «русскоязычных» бойцов АТО и волонтеров, среди которых встречаются и украинофобы.
Для молодежи таким зеркалом станут граждане так называемых цивилизованных стран, которые просто без затей спрашивают: «Вы из России? Нет, из Украины? А что, в Украине нет своего языка?» В 90-е годы одна весьма известная украинская писательница смеялась вместе со студентами Кембриджа над словами украинского национального гимна. Возможно ли, чтобы британский студент смеялся над собственным гимном «Боже, храни королеву»? От него бы все отвернулись как от психически больного существа. Недавно польский судья был шокирован словам украинского гражданина, который сказал, что ненавидит Украину, потому что она ему ничего не дала. И таких ненавистников в Украине - миллионы. Некоторые уже сидят в подвалах, прячась от снарядов. У других забирают дома и землю оккупанты. Их называют предателями, но они во всем обвиняют Украину.
Если бы языковая шизофрения существовала только на бытовом уровне. Но сейчас ее пытаются закрепить в реформах, законодательстве, образовании и СМИ, считая шиком и цивилизованностью, хотя в глазах сознательных граждан национальных европейских государств - это падение и позор. Сознательных, а не тех, кто завербован Кремлем или служит интересам транснациональных корпораций.
Отсутствие связи с реальностью - это неспособность видеть прошлое и будущее, наконец, законы Вселенной, согласно которым выживают гармоничные существа, которые заботятся о своем потомстве, а не отдают его на воспитание особям другого вида с другой системой ценностей и системой знаков. Поэтому без зеркал нам не обойтись.