Женщина и война в Украине
«У войны не женское лицо, хотя сама война – существительное женского рода». Эта стереотипная фраза известна почти каждому. Но она далеко не отражает всю правду о войне. Особенно о такой действительно всенародной национально-освободительной, которая идет в Украине сегодня. У этой войны таки женское лицо. Вернее, много женских лиц. Речь идет не только об украинских женщинах, которые подбивают рашистские танки, спасают раненых, смотрят в прицел снайперской винтовки и тому подобное. История этой войны должна будет писаться в совокупности самых разных событий, осмыслении разных, иногда, казалось бы, несовместимых факторов, учитывая как широкомасштабные военные действия с обеих сторон, так и личностные человеческие истории.
Сразу возражаю тем, кто будет утверждать, что эта война не имеет гендерного измерения. Имеет. Еще какое! Дело не только в том, что даже с точки зрения участников активных боевых действий Украина по факту перешла уже границу, которая описывалась формулой «война – мужское дело». Сегодня 17% ВСУ составляют женщины. Они воюют, погибают, они побеждают. И не всегда их острые оценки действий власти нравятся этой власти, однако свою правоту они доказывают не только словом, но и делом. Едва ли не самой большой легендой этой войны наряду с «Призраком Киева» - прославленным летчиком – стала истребительница рашистских танков Татьяна Чорновол – офицер украинской армии, «девочка, бьющая танки орков», как она сама сказала о себе в одном из интервью, описывая собственную конкретную ситуацию А известная украинская снайпер, украинская журналистка, офицер Вооруженных Сил Украины Елена Белозерская, которая в очередной раз опровергла сообщение рашистских СМИ о собственной гибели? Или Маруся Зверобой со своими «Марусиными Медведями» - инструкторами военной подготовки добровольцев спецназа? Разве это не женское лицо войны? Эти и многие другие феномены украинского сопротивления заслуживают отдельной аналитики и специального исследования, в частности, в контексте завершения построения украинской модерной нации. Речь также и о реформировании ВСУ, кстати, в гендерном вопросе – в соответствии со стандартами НАТО, где, как известно, лучшими бойцами-снайперами являются как раз женщины. Украину сегодня не принимают в Альянс. К тому же она заявляет голосами своих руководителей, что в реалиях настоящего времени не очень-то и стремится туда. И все же в статусе страны-партнера НАТО наша страна остается (надеюсь, от этого никто не откажется), следовательно, соблюдения положений 1325, 1820, 1888, 1889, 1960, 2106, 2122, 2422, 2467 и 2493, Резолюции Совета Безопасности ООН относительно женщин, мира и безопасности, которые являются основой гендерной политики как ООН, так и НАТО, никто не отменял.
Приведенные выше примеры женских побед на поле боя с российскими оккупантами, как и многие другие, не упомянутые здесь, позволяют утверждать, что ВСУ выиграли от привлечения украинских женщин в собственные ряды. И пока путлеровские «персонажи с лишней хромосомой» насмехаются над «бойцицами», наши девушки кошмарят их танковые экипажи и пускают орков на перегной.
Но история войны, а тем более женщин и войны, не ограничивается только боевыми победами. Очевидно, огромную консолидирующую роль в украинском обществе играют женщины тыла, вернее, нон-комбатантки: волонтеры, все, работающие сегодня на поддержание экономики страны, кто сражается с врагом на информационном фронте, кто работает в тыловых медицинских учреждениях; кто обеспечивает выживание собственной семьи, а вместе с тем помогает другим справиться со сложными психологическими проблемами.
Примечательным событием нашего времени стало широкое волонтерское движение по всей стране и за рубежом, абсолютным большинством которого являются именно женщины. В разговорах с активными участницами-волонтерками, в частности, выясняется, что для многих из них огромное психологическое значение имеет фактор конкретной полезности дела, которое они сегодня совершают для других, в первую очередь, для воинов ВСУ и терробороны, например, плетя маскировочные сетки для спасения жизни бойцов. В начале агрессии это было изготовление «коктейлей Молотова» (они же «бандера-смузі» в украинском переводе). Мотивирующим фактором «выйти из дома» для украинских женщин является и помощь переселенцам, реабилитационные мероприятия для детей, переживших оккупацию и бомбардировку, забота о старых и немощных и многое другое. Очень часто сегодня можно услышать из уст женщин, что сами украинцы не ждали от себя такой меры консолидации и пожелания сохранить это единство сообщества и после победы над орками. Подобные факты говорят о росте гражданского сознания и активном развитии гражданского общества в Украине. Как известно, именно развитое гражданское общество в конкретной стране является залогом противостояния диктатуре и гарантией гражданских прав и свобод.
Восторг и глубокое уважение вызывают женщины, которые вместе с мужчинами выходят против оккупантов на борьбу за свободу и Украину в захваченных врагом населенных пунктах, ведут партизанскую войну против российских фашистов.
Нельзя обойти вниманием и роль украинских женщин на информационном фронте. Появилось много новых интересных и талантливых лиц журналисток, блогеров, телеведущих. Думаю, сегодня ушли в небытие светские львицы малороссийских телешоу типа Оксаны Марченко, недавно еще суперпопулярной телеведущей.
Отдельные страницы истории женщин в этой страшной войне будут, безусловно, посвящены женщине-жертве. Это сквозная трагическая история надругательств, изнасилований, унижений, страха и страданий, выпавших на долю немалого количества наших соотечественниц. Это страшный уникальный опыт, который обнаруживает едва ли не ярче гендерную специфику рашизма и путинизма, как и войны в целом. Об этом, пожалуй, сложнее всего говорить, но избегать честной и взвешенной аналитики по таким проблемам нельзя именно потому, чтобы создавались гарантии, что такое не повторится «никогда снова».
Следовательно, война Украины против путлер-рейха, как, наконец, и любая другая война, имеет конкретное мужское и женское лицо, то есть гендерное измерение. И об этом тоже следует говорить, если хотим понять, что на самом деле происходит с нами.