28 программ против Беларуси
Поздно вечером 9 сентября СМИ сообщили о том, что завершилась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, во время которой они договорились о полном пакете программ по дальнейшей интеграции России и Беларуси. Речь идет о 28 программах, формирующих единую макроэкономическую политику, оборонное пространство и рынок нефти и газа.
Путин прокомментировал событие, не таясь: «Сегодня хотел бы с удовольствием отметить, что согласованы все 28 программ. Завтра имеется в виду принятие их на заседании Совета министров Союзного государства в Минске, после чего они будут вынесены на утверждение Высшего государственного совета Союзного государства, заседание которого планируется провести до конца текущего года». Слово «удовольствие» из этой цитаты напоминает нам, что аппетит приходит во время еды. Особенно у хищников.
Вчерашняя новость отнюдь не стала сенсационной, хотя и поражает своим размахом. Ведь она просто де-юре узаконивает на бумаге то, что уже давно известно де-факто: Беларусь с каждым днем все больше превращается в вассала России. Надеяться на чудо не было оснований, хотя эксперты все же тешились надеждой, что Лукашенко, этот опытный аппаратчик и мастер подковерных игр, все же будет играть в свою любимую игру - затягивание. И максимально оттягивать даты принятия последующих решений, разобьет «пакет» из 28 программ на несколько разделов, которые будут двигаться в разном темпе.
Но, как видим, Лукашенко в этой паре уже слова не имеет и просто выполняет роль статиста. Поэтому правильно говорить, что произошли не переговоры, а именно встреча, на которой Путин поставил в известность Лукашенко о календарном плане захвата Беларуси Кремлем. Конечно, стороны подают это как небывалый успех, но на самом деле всем понятно, что это пиррова победа. Причем, обоих – и Лукашенко, и Путина.
Дело в том, что Лукашенко давно обменял суверенитет своей страны и личную независимость в принятии решений на российские гарантии безопасности. Путин пообещал ему теплый, хоть и вассальный, престол, кресло губернатора, которое впоследствии, возможно, передадут и сыну Лукашенко. Согласитесь, это лучше, чем сидеть в тюрьме, быть подвергнутым линчеванию собственным народом или бежать в эмиграцию, как Янукович. Поэтому Лукашенко согласился, и его мотивы хоть и низменные, но понятны.
Но с Путиным ситуация кардинально другая, потому что с присоединением Беларуси он не приобретает фактически ничего, кроме проблем. Ведь Беларусь и так уже фактически является частью русского мира и сфер влияния России на всех уровнях, поэтому общество - избиратели Путина - от 28 программ отнюдь не в восторге. Это уже не та история, которая была с Крымом - здесь аплодисментов и благодарности будет мало. И даже забитые россияне осознают, что это «объединение» не было добровольным и стало возможным только после кровавых подавлений и против воли большинства белорусов. Есть ли смысл за это хвалить Путина и пить шампанское? Нет.
Зато проблем у России точно станет больше. Во-первых, экономических, ведь после введения санкций белорусская экономика на ладан дышит, так что теперь российский налогоплательщик будет полностью содержать еще одну страну. Вместо того, чтобы строить что-то в России или увеличивать пенсии, российские рублики опять поплывут за границу, на содержание кровавых диктаторов.
И самая большая проблема: вместе с инкорпорацией Беларуси Путин инкорпорирует внутрь России и белорусское протестное большинство. Да, белорусы терпеливы и молчаливы, но это все же не россияне, и жажда бунта там вызревает годами. И созреет! Потому что такова логика исторического процесса, белорусский народ просыпается десятилетиями, и именно это «объединение» с Россией, то есть потеря независимости может стать триггером для вызревания национального сознания. Так же, как путинская попытка задушить Украину в объятиях разбудила целый народ и настроила против России даже русскоязычных украинцев.
Поэтому об этих 28 программах объединения Беларуси с Россией я скажу коротко: ну-ну, мы еще увидим, кто от этого выиграет ...