Агония «ДНР»
Подавляющее большинство донбасского населения в «Новороссии» не нуждается
В своем обращении к украинцам Петр Порошенко подчеркнул, что «трудолюбивые и мирные люди, которыми является большинство дончан и луганчан, почувствовали нашу симпатию, любовь и уважение». Какими бы правильными ни казались эти слова в нынешних условиях, особых иллюзий по поводу существенных изменений в региональном сознании сегодня строить не нужно.
Впрочем, не следует строить такие иллюзии и руководству «Донецкой народной республики» — численность ее убежденных и принципиальных сторонников среди местного населения едва ли выросло за время АТО. Очевидно, ситуация такова: те, кто поддерживал «ДНР» еще с марта, в определенной степени поддерживает ее и сейчас; те, кто был против нее изначально, не стал положительно относиться к ней в обстановке активных боевых действий. Это — если пытаться говорить о тенденциях общего характера.
На чем могут основываться такие предположения? Суть вопроса скорее заключается не в тех или иных региональных оценках политики официального Киева и деятельности «республики», а в том, что стоит за этими оценками. Речь идет о ментально-идеологических позициях, которые обуславливают характерное восприятие текущих событий и процессов. А такие вещи быстро не меняются. Тем более, когда за окном происходит стрельба и взрывы, а параллельно с этим набирает обороты информационно-психологическая война, которая в большей мере способствует укреплению укорененных личных или социально-групповых убеждений, чем принятию новых идей.
Как бы там ни было, «ДНР» постепенно проваливается не только на фронте вооруженной борьбы, явно уступая по силе украинским войскам, но и на поле общественно-идеологической битвы — «республика» по состоянию на начало июля так и не получила внушительной поддержки среди жителей Донбасса.
На то, что Кремль не решается открыто и полномасштабно вторгаться на восток Украины, влияют ряд факторов. Один из определяющих (если не самый определяющий) — это как раз то, что подавляющее большинство донбасского населения в «Новороссии» не нуждается. Не видя реально массовой и активной поддержки «республиканского» движения в Донецкой и Луганской областях, российская власть не находит для себя смысла в том, чтобы отъявленно наступать на украинский восток. Ведь в данном случае для РФ самое страшное не то, что ее будут считать оккупантом во Львове или в Киеве, а именно в Донецке и Луганске.
Здесь стоит обратить внимание на весьма показательную оценку ситуации, высказанную недавно прокремлевским деятелем Николаем Стариковым:
«...Мы с вами не видим в миллионом Донецке хотя бы сто тысяч ополченцев... В двух областях Донбасса проживает 8 миллионов человек — сколько там людей в ополчении? Сколько людей с оружием в руках вышло защищать свой выбор? Несколько тысяч человек... Поэтому, когда в интернете патриоты пишут, почему Россия не вводит войска, возникает вопрос — для защиты кого? Для нескольких тысяч людей, митингующих на площади в Донбассе? А где остальные, которые требуют, просят, готовы защищать? Этого нет».
Едва ли добавит народных симпатий «ДНР» и недавнее столкновение у областного управления МВД в Донецке. По словам «премьер-министра» Александр Бородая, на которого ссылается прокремлевское «РИА Новости», оно было спровоцировано вооруженными соратниками одного из полевых командиров «республики» Игоря Безлера. Но позже с «новороссийской» стороны появилась версия самого Безлера, которая свелась к тому, что его команда не пыталась сместить донецкое руководство «ДНР», а просто-напросто вступила в бой с милиционерами, лояльными киевской власти...
Возможно, так оно и было, но все это, как ни крути, похоже на некую агонию.