Американский талиб. Испытание свободой
23 мая 2019 из федеральной тюрьмы Терре-Хот был условно-досрочно освобожден Джон Филипп Уокер Линд - американский гражданин, который под именем Сулейман аль-Фарис в 1998 присоединился к талибам, был захвачен в Кундузе в 2001 войсками Северного альянса (Объединенный исламский фронт спасения Афганистана), и передан американскому командованию.
В феврале 2002 года на территории США состоялось судебное разбирательство дела Линда по обвинению в сговоре с целью убийства граждан США, поддержке террористических организаций, заговоре с аль-Каидой и Талибаном, а также в совершении насильственных преступлений с использованием оружия (как пассивный участник печальноизвестного восстания заключенных заключенных талибов в тюрьме Кала-и-Джанги неподалеку от Мазари-Шарифа в ноябре-декабре 2001). Чтобы избежать трех пожизненных сроков, он признал себя виновным и получил 20 лет лишения свободы.
Согласно закону, после отбывания 80% срока при условии позитивного поведения он мог быть освобожден под надзор, что и произошло. Кроме стандартных ограничений свободы передвижения, следующие три года Линд не имеет права выходить в интернет без присмотра и общаться на любом языке кроме английского.
Решение об освобождении Линда вызвало много дискуссий в американском обществе, которые не утихают до сих пор. Они касаются вопроса, не навредит ли его освобождения национальной безопасности, учитывая его личную историю и специфику тех движений, к которым он принадлежал - аль-Каиды и Талибана.
История «американского талиба» Джона Уокера Линда является с одной стороны простой, а с другой - интересной и показательной с точки зрения формирования экстремистов в современных развитых обществах.
Он родился 9 февраля 1981 в Вашингтоне в католической семье, был средним из троих детей. Маленький Джон, названный так в честь Джона Леннона, имел слабое здоровье, кроме того, семья несколько раз переезжала, из-за чего он не мог нормально посещать школу и преимущественно учился по индивидуальным программам, большую часть времени тратя в интернет-чатах.
В сетевом общении он предпочитал группы, где обсуждался хип-хоп и рэп, прикидываясь чернокожим рэпером, выходцем из криминальных кругов, радикальных взглядов, пытаясь подражать персонажу Дензела Вашингтона из фильма «Малколм Х» и распространяя ультраконсервативные и расистские лозунги «Нации ислама». Со временем он даже выбрал для себя псевдоним «Mujahid», который отражал его растущий интерес к радикальному исламу.
В то же время, в семье Линда накапливались проблемы: отец который часто отсутствовал так как много ездил по работе, окончательно оставил жену ради любовника-мужчины, хотя и не спешил окончательно оформить разрыв брака. Это отразилось на поведении Джона - он начал посещать мечеть в Милл-Вэлли, а через год, в 1998, совершил путешествие в Йемен с целью изучения Корана и арабского. Через год он на короткое время вернулся в США, но вскоре снова уехал в Йемен, а затем - в Пакистан, где начал учиться в медресе. И уже в конце 2000 он оказался в Афганистане в составе отрядов Талибана.
После оглашения судебного приговора в 2002 Джон Уокер Линд заявил «если бы тогда я знал о талибах то, что знаю сейчас, я бы никогда не присоединился к ним; я никогда не понимал джихад как антиамериканизм или терроризм». Впрочем, по мнению многих экспертов, этого проявления раскаяния недостаточно, чтобы говорить о том, что он лишен экстремизма и не является угрозой американскому обществу. В частности, издания «Foreign Policy» и «The Atlantic», основываясь на анализе его переписки, считают, что он продолжает выступать за глобальный джихад, писать и переводить на английский экстремистские тексты, следовательно намерен продвигать насилие и радикальную версию ислама, потому что превратился в убежденного сторонника аль-Каиды и Талибана.
Степень социальной опасности экстремистов, которых продуцируют радикализованные сообщества, и стратегическая уязвимость общества, в котором существуют радикализованные сообщества, продуцирующие экстремистов, зависит от того, насколько эти экстремисты и сообщества являются интегрированными в общество, на любом уровне - культурном, интеллектуальном, ценностном , коммуникативном, политическом и прочем. Также эта степень интеграции является важной для реабилитации и реинтеграции бывших членов радикальных группировок в общество, а эта проблема сейчас становится все более актуальной для многих стран.
И поведение Джона Уокера Линда в тюрьме, где он принял имя Яхья, указывает на культурные и поведенческие стереотипы, присущие не так радикальному исламу, как западной цивилизации, к которой он истинно принадлежит. В частности, в ответ на ограничение своих прав он не создавал радикальных организаций и не совершал мятежей, а наоборот - несколько раз подавал в суд и трижды выигрывал дела против тюремной администрации в вопросах дискриминации мусульман. Так, он отвоевал право на групповую молитву, на запрет обысков во время собраний и право носить тюремные штаны выше лодыжки.
В тюрьме Джон Яхья Линд не прекратил быть мусульманином, наоборот, он еще больше утвердился в своей вере. В 2014 он написал эссе «Запоминание Корана: практическое руководство для заключенных», где в частности написано: «свободное время - исключительный подарок от Аллаха, и мало кто пользуется им больше, чем заключенные. Лучший способ выразить нашу благодарность Аллаху за это дар - это изучение, чтение, запоминание, созерцание и реализация Его Благородной Книги ». В своем произведении он осуждает насилие и продвигает разнообразие. Итак, на культурном, интеллектуальном, ценностном, коммуникативном уровне он остался членом западного институционально-правового либерально-демократического общества, как оно себя декларирует. Что дает возможность вернуть его в это общество на уровне политическом, а также надежду на устойчивость этого общества.
Угроза устойчивости происходит скорее от массовой приверженности к упрощению проблем, например, от отождествления отдельных этнорелигиозных или социальных групп и насильственного поведения, в частности, мусульман и террористов, от неразличения причин и движущих сил радикального поведения, насилия, экстремизма и терроризма, от того, что мы сами готовы отказаться от декларируемых нами ценностей и принципов.
И в этом контексте история Джона Уокера Линда, так же как и истории тысяч других членов радикальных группировок - граждан разных стран, которые сейчас начинают процесс возвращения к нормальной жизни, сможет служить индикатором устойчивости институционально-правовых обществ и либерально-демократических моделей развития.